Облачные технологии в оптимизации бизнес-процессов компании
Как сообщает компания IDC, в России происходит резкий рост использования облачных технологий, который превышает мировой уровень развития в данной сфере. По прогнозам экспертов, этот рынок будет увеличиваться более чем на 50% ежегодно, и к 2016 году его объем составит 19 миллиардов рублей. Интерес к облачным технологиям проявляют как малые и средние предприятия, так и крупные компании.
Какие преимущества предоставляет переход бизнеса в «облака», и в каких областях его использование является особенно актуальным? Давайте рассмотрим более подробно возможности, которые скрываются в «облаке».
Что такое облачные технологии и как они используются в бизнесе
Облачные технологии – это виртуальная среда, которая включает в себя аппаратные средства, программное обеспечение, каналы связи и службу технической поддержки. Она предоставляет удобное и безопасное хранение и обработку информации, а также легкий доступ к ней из любой точки мира.
Пользователям облачные технологии уже давно знакомы через крупные почтовые сервисы, такие как Gmail, Mail.ru и Mail.yandex.ru. Эти сервисы позволяют настроить свое облако соответственно потребностям, и при этом они доступны для пользователей любого масштаба.
Для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса облачные технологии предоставляют сервисы бухгалтерии, почты, обмена информацией, восстановления и архивации файлов. Для среднего и крупного бизнеса важны виртуальные серверы, услуги связи и набор сложных сервисов. Кроме того, стартапы в сфере IT используют облачные технологии для обслуживания большого количества клиентов без инвестиций в дорогостоящее вычислительное оборудование.
Одним из основных преимуществ облачных технологий является высокий уровень безопасности данных. 30,7% граждан, использующих государственные и муниципальные услуги, уже пользуются электронным видом получения информации и данные Росстата показывают рост этой тенденции. Крупный проект Электронного Правительства уже начал использовать облачную инфраструктуру для своих нужд.
Наиболее используемые «облачные» отрасли в России – IT и финансовые компании (25%), ритейл (21%) и телеком (13%). Облачные технологии помогают этим компаниям оперативно решать бизнес-задачи, сокращать затраты и повышать эффективность работы всех подразделений.
Преимущества использования облачных технологий для бизнеса настолько очевидны, что их следует рассмотреть при планировании будущих операций:
- Сокращенные расходы на обработку информации до 70%, благодаря возможности использования интернет-сервисов без необходимости покупки серверов, сетевого оборудования, лицензированного ПО, кондиционеров, а также не потребуется штатный IT-специалист.
- Подключение к облачным сервисам может быть произведено с любого гаджета, имеющего выход в Интернет, для этого не требуется специальных знаний в области IT.
- Централизованные данные гораздо удобнее, чем информация, доставленная в разных филиалах и компьютерах.
- Специалисты компании-провайдера могут быстро реализовать расширение (или сокращение) облачного сервиса по запросу клиента в течение нескольких минут. Клиент также может самостоятельно управлять объемом «облака» через личный кабинет на сайте оператора.
- Облачные сервисы проектируются с повышенной безопасностью и отказоустойчивостью и обеспечиваются техподдержкой круглосуточно.
Существуют сертификации Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) России, которые подтверждают безопасность облачных технологий и решений. Чтобы получить сертификат, продукты должны соответствовать нормам и требованиям, таким как системы обнаружения вторжений и антивирусная защита.
Это также относится к сертификации центров обработки данных по TIER. Этот международный сертификат присваивает дата-центрам классы надежности от I до IV, и оптимальными по соотношению «цена-бесперебойность» являются дата-центры III класса.
Работа принципа
Облачная IT-инфраструктура для бизнеса находится в дата-центрах, расположенных за границей для повышения безопасности. Управляющий персонал центров обработки данных тщательно подбирается, подобно банковским структурам. Информация клиента хранится на надежных носителях, защищенных от несанкционированного доступа. Ошибки пользователей не приводят к потере данных благодаря системе резервного копирования. Уровень защиты персональных данных в облачных сервисах уникален.
Время запуска облачных сервисов может составлять от нескольких часов до нескольких дней. Для этого необходимо подать заявку на сайте компании-провайдера и внести предоплату. После этого клиент получает доступ к сервисам классов IaaS (Infrastructure-as-a-Service), SaaS (Software-as-a-Service) и PaaS (Platform-as-a-Service).
"Виртуальные" решения для бизнеса
В настоящее время можно наблюдать наибольшую популярность в использовании облачных технологий. Множество моделей этих технологий доступны для бизнеса, и мы рассмотрим наиболее используемые из них.
Первая модель - аренда виртуального сервера (также известный как облачный ЦОД). Дата-центр, построенный на облачных технологиях, представляет собой серверы, диски и сети, которые можно управлять через Интернет или выделенные каналы связи. Помимо этого, для заказчика создается портал самообслуживания, через который он сможет легко контролировать все размещенные в "облаке" сервисы независимо от провайдера услуг.
Второй вариант - виртуальный офис. Благодаря этому решению рабочее место можно организовать в виртуальном пространстве, не привязывая его к конкретному компьютеру. В "облаке" воспроизводится внутренняя сеть компании, включая сетевые диски, общие папки и программы-планировщики. Таким образом, можно полноценно заменить стационарные рабочие станции везде, где есть Интернет.
Третий вариант - резервное копирование. Это решение предусмотрено для обеспечения сохранности данных в случае чрезвычайных ситуаций. Система резервного копирования гибко настраивается под текущий объем данных, что позволяет сократить временные и финансовые издержки.
Четвертый пункт нашего списка - катастрофоустойчивость (DRaaS). Сервис индивидуальных решений по обеспечению катастрофоустойчивости объединяет несколько облачных платформ с выходом на нескольких операторов связи. Безопасность данных достигается путем перекрестного резервного копирования в автоматическом или ручном режиме.
Этот список заканчивается на гибридном "облаке". Это возможность подключить частное "облако" к публичной облачной структуре провайдера, чтобы разгрузить собственные мощности в период высокой деловой активности. Все некритичные процессы могут быть перенесены в "облако" провайдера, а позже вернуться обратно. Это позволяет существенно ускорить процессы в собственном "облаке".
Следующий пункт - аренда приложений. В данном варианте программное обеспечение можно не покупать для установки на конкретный компьютер, а получать через Интернет, оплатив пользование на определенный срок. Заказчик гарантированно получает круглосуточную техподдержку и уверенность в безопасности своих данных.
И последний вариант - виртуальный контакт-центр. Традиционная организация контакт-центра требует специального помещения, оборудования рабочих мест и оплаты труда офисных сотрудников. Виртуальный контакт-центр, организованный по облачной технологии, позволяет высвободить значительное количество ресурсов и развернуть работу за два дня с момента подачи заявки провайдеру.
Вся вышеперечисленная информация показывает, что существует множество "виртуальных" решений для бизнеса, и они могут значительно оптимизировать работу компаний в различных областях.
Что ждет нас в будущем, если делать ставку на облачные информационные технологии, не зная их перспектив? Каковы прогнозы аналитиков?
Согласно исследованиям, рынок облачных технологий сегодня является одним из наиболее активно развивающихся в IT-сфере. Это в свою очередь автоматически приводит к уменьшению стоимости облачных услуг и улучшению технического и программного обеспечения в ближайшем будущем. Безопасность и эффективность облачных технологий стали уже практически общепризнанными, и сегодня работается над юридическими аспектами и созданием новых экономических моделей использования IT-услуг.
В мировой практике бизнес-круги уже активно обсуждают возможность перехода на облачные технологии, что подтверждает исследование компании Symantec, где утверждается, что на данный момент этот вопрос обсуждается в 90% компаний. Тем не менее, многие российские организации нацелены на стопроцентный контроль над информацией и соответственно стремятся обеспечить себе максимальные ресурсы. Но опыт уже показал, что инфраструктура облачных систем значительно более надежна и безопасна по сравнению с инфраструктурами, созданными Клиентами, обращающимися за помощью в технических вопросах. Дело в том, что установка и настройка собственного дата-центра требует значительных затрат множества ресурсов и знаний, которые в действительности представляются не всегда доступными для крупных компаний.
Фото: freepik.com