Какой вид международных перевозок грузов выбрать? Ищем выгодный вариант
Международная торговля требует организации перевозки товаров и таможенного оформления. Чтобы выбрать наиболее выгодный способ, необходимо учитывать особенности каждой задачи. Но существуют общие принципы, которые помогут ориентироваться.
Перед отправкой груза за границу, необходимо решить вопрос о выборе транспорта. Разные виды транспорта могут предоставлять разные преимущества. Есть способы перевозки, которые обеспечивают более быстрое таможенное оформление, но могут быть не самыми выгодными с точки зрения стоимости.
Выбор транспорта зависит от конкретных условий, но есть некоторые общие принципы, которые следует учитывать при международных перевозках.
Международные перевозки грузов связаны с пересечением государственных границ. В правовом поле международных перевозок грузов используются международные транспортные конвенции, определяющие унифицированные требования к перевозочной документации, процедуры прохождения государственных границ и ответственность перевозчиков. Каждая страна также имеет свой регламент международных транспортных перевозок, указывающий государственные пошлины и процедуры таможенного оформления грузов.
Таможенное оформление товаров на границах обычно проходит в три этапа.
Этап первый - таможенное оформление в стране экспорта. Этот этап включает подготовку пакета документов, необходимого для вывоза товаров из страны-производителя-продавца. Обязательными документами являются документы, подтверждающие основания для вывоза (например, договоры купли-продажи), сертификаты и лицензии, а также все необходимые документы для вывоза товаров. В конце этого этапа, оформляется экспортная декларация на вывоз товара.
Этап второй - перемещение через границу. Перед перемещением через границу, товар загружается в транспортное средство и, при необходимости, пломбируется таможенным органом страны отправления.
Этап третий - таможенное оформление в стране импорта. На этом этапе заполняются таможенные декларации и оплачиваются таможенные налоги. Таможенным оформлением может заниматься как грузополучатель, так и таможенный представитель в рамках договорных отношений. Если законодательство страны импорта предусматривает для ввозимых товаров процедуру ветеринарного или фитосанитарного контроля, она должна быть пройдена в пункте пропуска.
Если после оформления на границе дальнейшая доставка товаров грузополучателю осуществляется под таможенным контролем, должны соблюдаться следующие правила:
- Сначала необходимо внести денежные средства на депозит таможенного органа или предоставить банковскую гарантию для обеспечения уплаты таможенных пошлин и сборов. Обеспечение не требуется в случае речных перевозок или перевозок внутренними авиарейсами, если во всех аэропортах следования есть таможенные органы.
- Затем доставку осуществляет таможенный перевозчик или назначается таможенное сопровождение. Если товары перевозятся железнодорожным транспортом, обеспечение не требуется.
- Автомобильным транспортом товары перевозятся с использованием книжки МДП (Carnet TIR).
Транспортные средства должны иметь свидетельство о допуске к перевозкам под таможенными печатями и пломбами либо разовый допуск к перевозке.
Международные перевозки грузов отличаются от внутренних тем, что подпадают под определенные правовые нормы. Для заключения договора морской перевозки груза необходимо соблюдать правила Кодекса торгового мореплавания. Осуществлять перевозку грузов морским транспортом могут только юридические лица, имеющие соответствующую лицензию Минтранса РФ. Таможенные органы, в свою очередь, расположены в морских портах.
При получении товаров, доставленных морским транспортом, необходимы следующие документы:
- Коносамент, подтверждающий наличие груза на борту судна.
- Данные о товарах, в том числе счета-фактуры или счета-проформы, на которых указана их стоимость.
- При необходимости - документы, подтверждающие освобождение товаров от таможенных пошлин и налогов (например, если это гуманитарная помощь или товары для дипломатических представительств иностранных государств).
- Лицензии или их нотариально удостоверенные копии, если это предусмотрено законодательством РФ.
- Документы, гарантирующие идентификацию товаров - например, описания, чертежи, фотографии, схемы.
Международные перевозки грузов на автомобильном транспорте – это сложный процесс, требующий соблюдения большого количества формальностей, включая оформление необходимых документов.
Перед началом ввоза грузов на территорию страны, перевозчик должен предоставить таможенному органу следующие документы: международную товарно-транспортную накладную (СMR), счет-фактуру или счет-проформу, а также документы, содержащие информацию о кодах товаров по товарной номенклатуре ВЭД, талон контроля при въезде, а также книжку МДП, заполненную и оформленную в соответствии с требованиями Конвенции МДП 1975 г.
Международная товарно-транспортная накладная выполняет роль договора перевозки и должна существовать не менее чем в трех экземплярах, которые должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Один экземпляр находится у отправителя, второй представлен на таможне, а третий остается у перевозчика. В CMR должны быть указаны сведения в соответствии с требованиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов по дорогам 1956 года.
При въезде на территорию страны ФТС РФ проводит таможенный досмотр товаров и транспортных средств с составлением соответствующего акта. Соблюдение всех формальностей и предоставление необходимых документов помогут избежать задержек и способствуют более гладкому процессу международных автомобильных перевозок грузов.
Международные авиаперевозки стали все более популярными средствами транспортировки грузов. При ввозе товаров воздушным транспортом некоторые требования обязательны для выполнения, чтобы избежать штрафов и задержек. Командир воздушного судна или уполномоченный агент должен обеспечить предъявление в таможенный орган, расположенный в аэропорту, следующих документов:
- генеральной декларации
- грузовых ведомостей
- авианакладных
- задания на полет
- счетов-фактур
- счетов-проформ
- инвойсов
- спецификаций
- лицензий
- сертификатов
Генеральная декларация содержит сведения о воздушном судне, эксплуатанте, маршруте полета и экипаже. Грузовые ведомости содержат информацию о перевозимых на борту товарах. Авианакладные, задание на полет, счета-фактуры, счета-проформы, инвойсы, спецификации, лицензии и сертификаты могут потребоваться в различных ситуациях и зависят от конкретной ситуации. Полная комплектация документов помогает избежать задержек в процессе таможенного оформления. Выгружать товары с борта воздушного судна можно только после таможенного оформления самого судна и с разрешения сотрудника таможенного органа.
Международные перевозки грузов по железной дороге требуют уведомления таможенных органов соответствующими документами. Необходимо предоставить международную железнодорожную накладную комплектом счетов-фактур либо счетов-проформ с деталями о товарах и их стоимости. Кроме того, передаточная ведомость или натурный лист также являются обязательными документами. При этом, необходимо иметь ровно две копии передаточной ведомости или натурного листа – одну из которых оставляют таможенные органы, а другую – сотруднику станции.
Таможенный орган вправе потребовать предъявить товары для осмотра, взятия проб или образцов.
Касаемо международных перевозок, необходимо учитывать, что морской транспорт является наиболее экономичным, однако, и медленным. Воздушные и автомобильные перевозки же позволяют наибольшую свободу в планировании маршрута и обладают высокой скоростью и надежностью. Также, для отправки насыпных или наливных грузов удобнее всего использовать железнодорожный транспорт.
Фото: freepik.com