Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

Франчайзинг как инструмент для расширения бизнеса действует на российском рынке уже более 30 лет. В 1992 году в столичной гостинице "Россия" было открыто первое кафе по франшизе компании Baskin Robbins. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня перед начинающим предпринимателем, желающим создать свой стартап, стоит вопрос: следует ли работать с франшизой или же начинать самостоятельно? Если вариант франшизы кажется более перспективным, возникает вопрос: какую франшизу выбрать?

Франчайзинг: прошлое, настоящее, будущее

В прошлом слово «franchise» означало предоставление определенных преференций для осуществления бизнеса, таких как проведение ярмарок, виноделие, охота и другие виды деятельности. В Средневековье права на ведение таких дел принадлежали французским королям, которые предоставляли лицензии соответствующим просителям. Современный франчайзинг возник как предоставление пивоварами Германии лицензий на продажу пива и использование названия пивоварни в названии таверн (середина XIX века).

Вторая мировая война и рост экономики послевоенных лет в США и Европе стали началом новой истории франчайзинга. Автором франшизы McDonald's стал Рэй Крок, создатель не столько сети фастфуда, сколько концепции продажи «формата бизнеса». Франшиза McDonald's является одной из самых популярных и дорогих в сфере фастфуда и до сих пор остается актуальной. Впоследствии идея была распространена на все отрасли бизнеса.

В 60-70-х годах франчайзинг столкнулся с болезнью роста: хаотичные продажи франшиз привели к нескольким скандалам и банкротствам неудачных франчайзи. Франчайзинг был частично дискредитирован, но создание международных и национальных ассоциаций франчайзинга компенсировало этот негативный эффект. На сегодняшний день франчайзинг является зрелой и распространенной бизнес-технологией, которая регламентируется международными и национальными ассоциациями франчайзинга.

Структура франчайзинга

Франчайзинг – это передача лицензии на использование имени компании и технологий бизнеса за вознаграждение. Франчайзер является правообладателем, а франчайзи – правоприобретателем.

Заключение договора франчайзинга необходимо проводить в письменном виде и его регистрация в Роспатенте является обязательной. В противном случае соглашение считается недействительным (статья 1028 ГК РФ, пункт 5.2 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 299 от 16 июня 2004 года).

Виды франчайзинга по характеру деятельности

1. Товарный (торговый) франчайзинг – это передача франшизы на право продажи определенного товара. Он наиболее распространен в розничной торговле. Франчайзи должен использовать название торговой точки производителя и продавать только его продукцию. За 90% продаж в торговых центрах по всему миру отвечают франшизы таких крупных брендов, как Zara, H&M, Baldinini и другие.

2. Производственный франчайзинг – это передача прав на производство товаров. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Яркими примерами производственного франчайзинга являются The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.

3. Деловой франчайзинг – это передача прав на открытие бизнеса в структуре франчайзера. Франчайзи получает возможность использовать имя и технологии франчайзера, получает поддержку в обучении сотрудников и т.д. Такой вид наиболее распространен в услугах, общественном питании, гостиничном бизнесе и других секторах экономики: Hilton, Yves Rocher, "ИНВИТРО".

Виды франшиз

1. Прямая франшиза – это непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи. Она удобна для региональных или национальных франчайзеров. Если же речь идет о транснациональном франчайзинге, то франчайзер предпочитает предложить мастер-франшизу, если обсуждается первичное предложение на новом национальном рынке.

2. Мастер-франшиза – это передача всех эксклюзивных прав на выдачу франшиз от правообладателя к региональному франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера: закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложения, отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.

Франчайзинг: плюсы и минусы

Выживаемость малого и среднего бизнеса в России оставляет желать лучшего из-за чрезмерного законодательного регулирования и стабильности популярных рынков товаров и услуг. Однако затраты на раскрутку своего стартапа могут быть сопоставимы с покупкой франшизы, но риски в таком случае намного ниже, особенно в условиях экономических кризисов и пандемии.

Согласно экспертам, в первые пять лет разоряются около 85% новых компаний, тогда как соответствующий показатель среди франчайзи составляет от 14% до 15%. Таким образом, франчайзинговые проекты в сфере быстрого питания и услуг, такие как Subway, «Шоколадница», Papa John’s, Cofix, «Хеликс», «ФИТ Автосервис» и многие другие, не только оставались стабильными, но и открывали новые предприятия.

Для участия в франчайзинге у франчайзи имеются свои плюсы и минусы, которые обсуждаются в таблице ниже:

Преимущества и недостатки для франчайзера и франчайзи

Преимущества для франчайзера:

  • Быстрый вход на новые рынки с минимальными вложениями
  • Экстенсивный рост бренда и узнаваемости
  • Доходы от продажи франшизы и роялти
  • Минимизация рисков (они ложатся на франчайзи)

Недостатки для франчайзера:

  • Потребность в выделении франчайзинга в отдельное направление работы компании
  • Потеря конфиденциальности и проблемы с сохранением коммерческой тайны
  • Дополнительные затраты на обучение персонала франчайзи и контроль за исполнением условий франшизы

Преимущества для франчайзи:

  • Защита от рисков начального этапа
  • Оптимизация затрат на рекламу с помощью «раскрученного» бренда, рекламных кампаний франчайзера, фирменной упаковки и презентационных материалов
  • Поддержка со стороны франчайзера (помощь в обучении персонала, поддержка при кредитовании и т.д.)

Недостатки для франчайзи:

  • Ограничение свободы и инициативы бизнеса условиями франшизы
  • Затраты на покупку франшизы
  • Зависимость от стабильности/нестабильности франчайзера

Франчайзеры и франчайзи понимают, что перспективный бизнес - это тот, который предлагает уникальные услуги и продукты, но при этом может быть стандартизирован и унифицирован. Однако, развитие франчайзинга в области образовательных, дизайнерских, финансовых и юридических услуг может стать громоздким, поскольку для таких видов бизнеса предпочтительнее интенсивный путь развития.

Самые перспективные российские франшизы - рейтинг Forbes 2021

Определение «самые лучшие» франшизы является условностью в силу множества причин, поэтому правильнее будет выделить наиболее выгодные и востребованные среди потребителей франшизы. В летнем рейтинге 2021 года Forbes выделил 30 наиболее эффективных проектов, проведя анализ нескольких сотен российских франчайзеров, начавших работать по франшизе не менее трех лет назад и имеющих не менее 50 точек. Аналитики учитывали при оценке срок окупаемости новых проектов, рентабельность, среднюю годовую выручку точек и ROI. С учетом условий пандемии, количество закрытых точек в 2020 году в рейтинге Forbes не учитывалось.

На заметку

ROI (от англ. Return On Investment — возврат инвестиций) — коэффициент рентабельности инвестиций, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби Wikipedia.

Топ-5 компаний, франшиза которых предполагает инвестиции от 5 млн рублей, включает «ФИТ Автосервис», «2ГИС», Sun School, Papa John’s и Fix Price. Лидерами рейтинга в категории суммы инвестиций от 1 млн до 5 млн рублей стали IQ 007, «Этажи», «ПОЛИГЛОТИКИ», «ПОЗИТРОНИКА» и «Хеликс». Самые недорогие франшизы, инвестиции в открытие которых не превышают 1 млн рублей, заняли KIBERone, «Чемпионика», Gelateria Plombir, «Юниор», Ozon.

Стоимость известных российских франшиз сопоставима с ценой франшиз популярных зарубежных брендов. Это объясняется локальной высокой популярностью определенных региональных брендов, которая может быть даже выше, чем у победителей мировых франшизных рейтингов. Например, открытие франшизы сети кофеен «Шоколадница» потребует 2,5 млн рублей паушального взноса и 7% роялти, а покупка франшизы международной сети пиццерий Papa John’s подразумевает паушальный взнос 17 500 долларов, что равняется около 1,26 млн рублей, плюс 6% роялти от выручки.

Однако нужно помнить, что ни один рейтинг не дает гарантии успеха. Поэтому при выборе франшизы нужно провести анализ условий потенциального франчайзера, учитывая размер инвестиций, оплату паушального взноса и роялти, а также предполагаемый срок окупаемости. Необходимо рассматривать каждую компанию внимательно, так как размеры выплат различаются, и требования франчайзеров к своим партнерам могут также отличаться.

Специфика российского франчайзинга заключается в том, что не все отечественные франшизы соответствуют мировым стандартам. К сожалению, часто такое сотрудничество сводится до продажи бизнес-идей или дилерства, а не договора франчайзинга. К тому же российские правообладатели оказывают определенную лояльность, что может привести к дискредитации бренда.

Поэтому приобретение франшизы требует внимательности и вдумчивости. При подборе франшизы полезно обратиться в магазины франшиз, которые предлагают помощь при подборе наиболее подходящей франшизы, проверку бренда и подготовку документов. Однако нужно понимать, что в конечном итоге успех бизнеса зависит от ваших личных качеств и умений, а также от взвешенности выбора партнера.

* Материал не является публичной офертой, информация о стоимости актуальна на ноябрь 2021 года.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *