Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Методы организации финансового менеджмента: как найти подходящее решение для бизнеса?

Каждая компания, желающая стабильно развиваться и увеличивать прибыль, не может обойтись без продуманного финансового менеджмента. Система управления денежными ресурсами включает в себя несколько аспектов, и финансовый директор должен выполнять разнообразные задачи. Для этого необходимы обширные знания и опыт в различных областях управления. В этой статье мы систематизируем информацию о финансовом менеджменте, рассказываем о концепциях и методах его организации.

Финансовый менеджмент – это система мероприятий, направленных на формирование капитала организации, а также на распределение денежных ресурсов таким образом, чтобы они приносили максимальный доход. Успешный бизнес начинается с имеющихся денежных средств и прибыль становится возможной только при наличии четкой продуманной стратегии управления денежными средствами. Важность финансового менеджмента зависит от успеха и конкурентоспособности бизнеса и можно сказать, что это главный аспект управления предприятием.

Функции финансового менеджмента заключаются в следующем:

  • Увеличение прибыли компании путем грамотного управления оборотными и внеоборотными активами и стабильного превосходства выручки от реализации товаров или услуг над их себестоимостью.
  • Обеспечение роста рыночной стоимости предприятия, который влияется на множество факторов, таких как спрос на продукцию/услуги, ликвидность активов компании и способность бизнеса приносить доход.
  • Предупреждение банкротства и сокращение финансовых рисков, где необходимо выявить риски, оценить возможные последствия их реализации, разработать план предотвращения негативных событий или уменьшения ущерба.
  • Снижение затрат и оптимизация расходов, используя такие приемы, как налоговое планирование и экономия на обязательных платежах в государственный бюджет.
  • Рациональное распределение финансовых ресурсов, чтобы избежать обесценивания денежных средств компании в результате инфляции.
  • Укрепление положения компании на рынке, обусловленное различными целями, такими как лидерство в своем сегменте в пределах региона или выход на международную бизнес-арену.

Финансовый директор несет ответственность за организацию финансового менеджмента на предприятии. Это лицо, обладающее управленческим опытом и знанием теории, методов и концепций менеджмента. Кроме того, у него должен быть аналитический склад ума и определенные личностные качества, так как ответственность, возложенная на финансового директора, огромна. Он обязан контролировать финансы предприятия и принимать решения, чтобы достичь поставленных целей.

Организация менеджмента: методы и концепции

В системе управления денежными ресурсами на предприятии реализуются различные методы, что позволяет достигать целей и выполнять задачи наиболее эффективно. Грамотный финансовый директор применяет их все, опираясь на теоретические знания и практический опыт, и выбирает наиболее подходящие методы в зависимости от конкретной ситуации. Рассмотрим основные методы финансового менеджмента, используемые на предприятиях:

  • Планирование и прогнозирование: для рационального распределения финансовых ресурсов необходимо иметь точное представление о необходимых затратах на развитие бизнеса, расчеты с контрагентами, кредиторами, налоговыми органами, а также обеспечить все потребности предприятия в течение определенного периода. Кроме того, финансовый директор должен понимать, нужны ли дополнительные финансовые источники для предприятия, и куда направляться, чтобы эффективно использовать деньги. Все расчеты основаны на финансовой отчетности и других достоверных сведениях.
  • Налогообложение: многие изменения в налоговом законодательстве могут повлиять на бизнес предприятия, поэтому финансовый директор должен оперативно реагировать на все нововведения и знать способы оптимизации налогообложения для снижения расходов.
  • Кредитование: часто компании должны прибегать к кредитованию, чтобы развивать свой бизнес. Однако финансовый директор должен тщательно оценить перспективы и риски, связанные с этим решением, до того, как оформить кредит.
  • Самофинансирование: эта стратегия финансового менеджмента предполагает удовлетворение повседневных потребностей компании за счет собственных средств. Финансовое решение должно обеспечивать постоянное наличие собственных средств в необходимом количестве для бесперебойной работы.
  • Страхование: бизнес не может обойтись без рисков, и один из надежных способов защиты от непредвиденных потерь - это страхование.
  • Ценообразование: правильное установление цен на товары и услуги позволяет предотвратить потери, связанные со слишком высокой либо низкой ценой продукта.

Для принятия управленческих решений в финансовом менеджменте используются специальные концепции. Они отразят многогранность сторон управления денежными средствами предприятия и помогут оценить их наиболее эффективное использование. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Концепция денежного потока: это метод оценки всех операций и активов компании с точки зрения направления и величины потока, который они создают. Он может быть положительным или отрицательным, что определяет эффективность использования средств и расходы компании.
  2. Концепция эффективного рынка: этот подход предполагает учет зависимости цены на финансовые инструменты от поступающей информации. Он позволяет определить справедливую стоимость активов компании, которая может изменяться в результате появления новостей политики и экономики, отчетности компаний, данных рейтинговых агентств и т.д.
  3. Концепция альтернативных расходов: выбор того или иного финансового решения всегда означает отказ от других возможностей вложения капитала, и оцениваются затраты от неиспользованных возможностей. Решение принимается на основе сравнения альтернативных издержек: выбирается вариант, который связан с наименьшей упущенной выгодой.
  4. Концепция взаимосвязи доходности и риска: это зависимость, которая связывает риск любого способа получения прибыли с его ожидаемой финансовой отдачей. Чем выше ожидаемая отдача, тем больше риск. Здесь должен быть найден компромисс между доходностью и риском.

Кроме перечисленных концепций, существует множество других подходов к управлению предприятиями. Важно, чтобы финансовый директор имел достаточные знания и опыт для выбора оптимальных финансовых решений в каждый конкретный момент.

Важнейшие компоненты

Для применения концепций и методов финансового менеджмента на предприятии используются различные инструменты. Среди них основными являются:

  1. Финансовый анализ и мониторинг. Основным принципом этого метода является оценка экономического положения предприятия, платежеспособности, стабильности, ликвидности и прибыльности. Анализ основывается на данных, полученных из бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках, а также о движении денежных средств. Анализируются текущие показатели и данные за предыдущие периоды. Финансовый анализ позволяет определить перспективы бизнеса, планировать распределение ресурсов, выявлять потребность в финансировании и принимать обоснованные решения.

  2. Контроль валютных потоков и анализ валютного риска. Предприятия, работающие с активами или обязательствами в иностранной валюте, часто сталкиваются с возможностью потерь из-за валютных колебаний. Анализ и контроль помогают разработать наилучшую стратегию валютных операций и минимизировать риски потерь.

  3. Финансовый контроль. Необходим, чтобы отслеживать эффективность бизнес-процессов, соблюдение бюджетов и соответствие фактических показателей запланированным. Финансовый контроль помогает оптимизировать использование денежных ресурсов и снизить затраты.

  4. Отдельно следует отметить роль IT-решений в современном финансовом менеджменте. Автоматизация бизнес-процессов позволяет экономить время, повышает точность операций, упрощает взаимодействие с партнерами и клиентами и, в конечном итоге, способствует увеличению прибыли. В настоящее время эти цели достигаются при помощи ERP-систем (программных пакетов для управления ресурсами предприятия).

Финансовый менеджмент необходим для развития малого, среднего и крупного бизнеса. Хорошо продуманная система управления денежными ресурсами помогает расходовать их наиболее эффективно для роста компании и увеличения прибыли. Роль финансового директора многогранна: он ежедневно должен решать самые разнообразные задачи, поэтому к его компетенциям предъявляются высокие требования.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *