Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Аутизм у детей: симптомы, признаки и лечение

Заболевание аутизм связано с серьёзным нарушением социальной адаптации, речевой функции и психического развития человека. Однако, если детектировать аутизм у детей на ранней стадии, их лечение может привести к заметному улучшению благодаря обучению и социализации.

За последние десятилетия количество детей, страдающих от аутизма, заметно возросло - если в 1970-х годах один на 10 000 детей болел аутизмом, то в настоящее время это уже один на 88 детей или один аутист на 52 мальчика и 250 девочек.

В России официальной статистики по количеству детей-аутистов нет. Приблизительно в нашей стране количество таких детей сопоставимо с количеством в США.

Причины возникновения аутизма, по данным учёных, связаны с комплексом факторов. Несмотря на рост случаев заболевания у детей, ситуация с распознаванием и лечением аутизма в России до сих пор не является приоритетной задачей для медицины. Однако, основная надежда на снижение рисков связана именно с ранней диагностикой и коррекцией этого расстройства.

Перечисляются следующие факторы, которые, возможно, могут быть стимулами для проявления аутизма:

  1. Генетические модификации;
  2. Органические поражения центральной нервной системы, такие как, например, аномальное развитие отделов мозга или энцефалит;
  3. Гормональные сбои и нарушение обмена веществ;
  4. Воздействие вирусных и бактериальных инфекций;
  5. Ртутное отравление, включая получение ребенком вакцинации;
  6. Чрезмерное употребление антибиотиков;
  7. Химическое воздействие на организм матери в период беременности.

Однако, до сих пор не удалось установить конкретные причины, вызывающие аутизм в детском возрасте. Но перспектива наследственной предрасположенности к данному заболеванию означает, что любое значительное воздействие на ребенка может привести к возникновению аутизма, включая сильный стресс или перенесенную инфекцию.

Воспитание ребенка с аутизмом - задача нелегкая и требует от родителей особого терпения и последовательности. Для того, чтобы создать для него наилучшие условия, необходимо обеспечить максимально спокойную обстановку внутри дома. Кроме того, важно следить за своим психическим состоянием, проводить время на отдыхе и при необходимости обращаться за консультациями к психологу.

Родители должны помогать ребенку с аутизмом не только в домашней обстановке, но и на улице, в школе или детском саду. Необходимо быть настойчивым, но в то же время мягким в общении с ним, преодолевать его сопротивление и нежелание общаться. В конечном итоге это поможет родителям донести до ребенка, что перепадание слов с другими детьми и общение в игровой форме возможны и доступны и ему.

Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы

Медикаментозное лечение аутизма: принципы и методы

Лекарственная терапия не является основным методом лечения аутизма. Однако она может быть назначена для устранения отдельных симптомов этого заболевания. Лекарственные препараты используются, прежде всего, для снятия неадекватных поведенческих реакций у больных, таких как аутоагрессия и агрессия по отношению к другим людям, депрессия, обсессивно-компульсивные расстройства и повышенная двигательная активность. Для этой цели могут применяться нейролептики и психостимуляторы.

Однако стоит помнить, что увеличение доз и применение большего количества психотропных препаратов не является эффективным решением проблемы аутизма. Вместо того, чтобы подавлять симптомы, такое лечение может привести к обратным результатам – регрессии интеллектуальных и речевых способностей у детей.

Для того чтобы улучшить здоровье кишечника и состояние микрофлоры у детей, страдающих аутизмом, могут быть назначены пробиотики. Эти лекарственные средства способны создавать условия для развития полезных микроорганизмов в кишечнике.

Также следует обратить внимание на недостаток витаминов, минералов и аминокислот, которые часто наблюдаются у детей с аутизмом. Для этого можно использовать специальные лекарственные комплексы, содержащие необходимые витамины: C, E, B6, B12; минералы: цинк, кальций, магний, селен, молибден, хром, марганец; а также кислоты: фолиевую и липоевую.

Одним из эффективных способов лечения аутизма является прием полиненасыщенных жирных кислот омега-3, которые содержатся в льняном семени и рыбьем жире. Они способны снижать воспаление в кишечнике и оказывать успокаивающее действие на психику.

В случае, когда поджелудочная железа не выделяет достаточное количество гормона секретина, введение этого гормона может оказать положительный эффект на общее состояние больного и концентрацию внимания.

Нормализация стула и более эффективное усвоение пищи достигается за счет использования пищеварительных ферментов.

Избыточное количество дрожжевых грибков и патогенных бактерий, слабый иммунитет и дисбактериоз могут потребовать лечения антикандидозными, антибактериальными и противопаразитарными препаратами.

Лечение аутизма часто включает иммуностимулирующую терапию. Детям с аутоиммунными заболеваниями необходимо особое лечение с применением стероидов и иммуноглобулинов.

При избыточном содержании тяжелых металлов в организме может быть применено хелирование – метод вывода этих металлов при помощи специальных препаратов, таких как димеркаптосукциновая кислота (DMSA).

Специальный режим питания может помочь облегчить проявления аутизма. Чтобы достичь этого, необходимо соблюдать следующие правила:

  • Исключить из рациона пищу, содержащую казеин (молоко) и глютен (пшеница, рожь, овес, ячмень).
  • Избегать употребление продуктов, содержащих консерванты и красители.
  • Придерживаться бездрожжевой диеты.
  • Сократить потребление сахара.
  • Увеличить количество пищи, содержащей клетчатку.
  • Пить много воды.
  • Предпочтение следует отдавать белковой пище перед углеводной.

Таким образом, регулярное соблюдение специального режима питания может помочь улучшить состояние пациентов с аутизмом.

При аутизме у детей может быть нарушен баланс многих веществ, независимо от выбранной диеты. Содержание некоторых веществ может быть недостаточным, таких как витамины A, E, C, B6, B12, B3, фолиевая кислота, магний, таурин, а также микроэлементы: цинк, селен, марганец, молибден, хром и ванадий. Уровень адреналина, норадреналина, дофамина может быть не в норме, также может быть повышенная концентрация опиатоподобных гормонов (эндорфинов). В организме ребенка с аутизмом может наблюдаться избыток тяжелых металлов, таких как ртуть, олово, алюминий, мышьяк и сурьма.

Подходы к лечению аутизма, как поведенческие, так и лекарственные, всегда индивидуальны. Перед применением каких-либо лекарств необходимо провести анализы для определения сопутствующих аутизму проблем. В лечении аутизма должен заниматься только врач. Диеты и лекарственная терапия могут не помочь всем детям с аутизмом, поэтому необходимо следить за эффективностью такого лечения.

Для своевременного выявления аутизма у ребенка, родители должны внимательно наблюдать за его поведением и зафиксировать все нетипичные для детей этого же возраста проявления. Аутизм - это группа заболеваний, которые имеют общие симптомы, и эти симптомы становятся особенно заметными, когда ребенок достигает возраста полутора-двух лет. Ниже приведены основные признаки этого расстройства:

  1. Нарушение речи. Дети-аутисты могут значительно отставать от своих сверстников в развитии речи или не говорить вовсе. В возрасте до 12 месяцев такие дети не гуляют, могут издавать одни и те же звуки. В 2 года их словарный запас крайне беден - порядка 15 слов, а к 3 годам они почти не способны сочетать слова. Тем не менее, дети-аутисты могут повторять услышанные где-то слова и фразы, применять неологизмы, хотя многие из них не используют речь для общения. Они предпочитают описывать себя в третьем лице.
  2. Отсутствие эмоционального контакта с людьми, в первую очередь - с родителями. Дети с аутизмом редко смотрят людям в глаза, не тянутся к родителям на руки, не улыбаются. Кроме того, аутисты часто противятся попыткам взять их на руки, приласкать. Они не замечают, что к ним кто-то обращается.
  3. Проблемы в социализации. Дети, страдающие аутизмом, испытывают дискомфорт, когда находятся среди других людей. В результате, они не умеют играть со сверстниками, не могут построить дружеские отношения, не понимают эмоции других людей и правила игр. Аутисты предпочитают уединение, что экранирует их от переживаний, вызванных неспособностью общаться со своим окружением.
  4. Приступы агрессии. Любое расстройство или неудача может вызвать у детей-аутистов вспышку гнева, истерику или физическую агрессию. У 30% таких детей подобное поведение может быть направлено на самих себя.
  5. Слабый интерес к игрушкам. Дети с аутизмом не знают, как играть с разными предметами, не могут изобразить одни предметы с помощью других, что связано со слабым развитием абстрактного мышления. Они не могут выполнить действия, которые требуют символического мышления, например, заменить ложку палочкой или залить пустую чашку игрушечного чайника. Кроме того, дети-аутисты часто не разделяют общеизвестную привязанность к игрушкам и играют нестандартно: например, крутят колесо игрушечной машинки вместо того, чтобы катать ее.
  6. Стереотипное поведение и боязнь перемен. Аутисты склонны к повторению одних и тех же действий на протяжении долгого времени, например, бегать по кругу, вертеть какую-то вещь или смотреть на вращающиеся объекты. Они придерживаются строгого распорядка и правил, действовать по-другому для них сложно и вызывает сильный стресс. Переезд в другую квартиру или ребрендинг бренда могут сильно нарушить их жизнь и вызвать реакцию в виде агрессии или истерики.

Все случаи заболевания детским аутизмом являются уникальными и индивидуальными. У некоторых детей аутизм может проявляться через все перечисленные симптомы, в то время как у других он может проявляться только через некоторые особенности поведения и речи. Существуют и более легкие формы заболевания, при которых аутисты заканчивают школу, создают семью и работают. Такие случаи распространены в США и на Западе, где аутизм быстро диагностируется докторами.

Детский аутизм можно распознать не только по поведенческим признакам, но и по физическим и физиологическим. Не все эти признаки встречаются у каждого ребенка, но все же существует тенденция к возникновению этих особенностей.

Некоторые из физических и физиологических признаков аутизма у детей включают в себя:

  • Слишком острое или, наоборот, притупленное сенсорное восприятие.
  • Судороги.
  • Ослабленный иммунитет.
  • Синдром раздраженного кишечника.
  • Рост бактерий и дрожжей в ЖКТ.
  • Нарушение функций поджелудочной железы.

Детская аутизмия - диагностика и симптомы

Если ребенок проявляет трудности в социальном взаимодействии, коммуникативные нарушения и повторяющееся, стереотипное поведение, то есть все основания заподозрить аутистическое расстройство у ребенка. Но важно отметить, что все эти признаки классического детского аутизма необходимо заметить в течение первых трех лет жизни ребенка.

Для более точной диагностики детской аутизмии специалисты могут проводить исследования по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний - МКБ-10 и DSM-5. Для медицинской диагностики нужно определить наличие у ребенка как минимум шести симптомов из указанных классификаций.

При постановке диагноза используются стандартизированные документы и проводятся наблюдения за ребенком в привычной для него среде, а также интервьюирование родителей. Для этих целей применяются определенные опросники, такие как ADI-R (Autism Diagnostic Interview Revised) и шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS). В госпиталях используется оценочная шкала детского аутизма (CARS). Это базовые методы диагностики, которые чаще всего используются в США и Европе.

В России диагностика аутизма у детей представляет сложность из-за отсутствия стандартов и соответствующего обучения медицинских специалистов. Нерегулярное поведение ребенка, заподозрить которое педиатр не всегда может, а также редкость сообщения об этом факте со стороны родителей, могут послужить причиной затруднительной диагностики. В случае подозрения на детский аутизм проводится медицинская комиссия, в состав которой входят невролог, психиатр, психолог и представитель узкого специалиста по болезням аутистического спектра. Кроме того, на комиссии должны присутствовать родители и воспитатели (если ребенок посещает детский сад).

Одна из самых сложных задач при диагностике аутизма заключается в дифференциации его из заболеваний, которые имеют похожие симптомы, особенно в раннем детском возрасте. В России проблема состоит также в нередких ошибках диагностики. Данная проблема является серьезной, поскольку аутизм у детей не лечится так же, как умственная отсталость или шизофрения. Неправильное лечение может лишить ребенка надежды на нормальную жизнь навсегда.

Журнал "Дифференциальная диагностика" исследует различия между расстройствами аутистического спектра (РАС), такими как детский аутизм, синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм. Хотя все формы РАС имеют общие черты, некоторые отличия могут помочь в проведении дифференциальной диагностики.

Детский аутизм, также известный как синдром Каннера, отличается от синдрома Аспергера тем, что у детей с синдромом Каннера заметно задержка в общении и в социальном взаимодействии. Но у детей со синдромом Аспергера интеллектуальное и речевое развитие не отстают от нормы.

Высокофункциональный аутизм - это другая форма РАС. Заболевание не влияет на интеллектуальное развитие и уровень IQ пациентов находится в пределах нормы. Однако у пациентов наблюдаются трудности в общении и социальных взаимоотношениях.

Детское дезинтегративное расстройство - наиболее опасный вид аутизма, и его распространенность растет. Эта форма РАС обнаруживается после четырех лет и сопровождается регрессом развития. У ребенка до этого возраста не было серьезных отклонений, но появление симптомов аутизма и последующий регресс развития являются признаками дезинтегративного расстройства. С усиленной терапией можно помочь таким детям.

Нарушение зрения или слуха может быть еще одной возможной причиной поведенческих отклонений у ребенка. Если ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на вопросы и ведет себя отстраненно, то, возможно, ему нужно проверить органы чувств, особенно если отсутствуют ритуальные действия. В любом случае важно проводить дифференциальную диагностику, чтобы выбрать наиболее эффективные методы лечения и помочь детям с РАС.

У детей, страдающих умственной отсталостью, упрощается взаимодействие с миром. Они легче находят эмоциональный контакт, играют с игрушками и не проявляют склонность к однообразным движениям в раннем детском возрасте. В отличие от аутизма, у детей с умственной отсталостью отсутствуют специфические речевые расстройства.

Шизофрения довольно сложна в дифференциации с аутизмом, из-за схожести их симптомов. Тем не менее, детская шизофрения является гораздо более редким заболеванием, которое возникает после трехлетнего возраста. Галлюцинации, бредовые состояния проявляются у детей с шизофренией, однако их интеллект и речь страдают меньше, чем у детей с аутизмом.

Психическая и физическая отсталость вызывается госпитализмом (депривационный синдром), заболеванием, которое возникает из-за изоляции ребенка от матери. Дети, которые с рождения находятся в детских домах, или страдают от равнодушия и холодности своих родителей, подвержены этому заболеванию.

Чем раньше у ребенка будет выявлен аутизм, тем больший эффект даст терапия заболевания, помогая ребенку стать частью социума.

Как лечить и корректировать аутизм у детей

Существует множество профессиональных методик и программ реабилитации, описывающих, как можно лечить аутизм у детей. Среди наиболее известных можно назвать такие, как "Прикладной анализ поведения" и "Игровое время" (Floor Time), а также ТЕАССН и другие, которые были разработаны в США. Во всех этих случаях терапия заключается в обучении детей определенным сценариям поведения и активном взаимодействии с ними. Важно отметить, что терапевтические результаты напрямую зависят от старательности родителей.

На данный момент в нашей стране еще не так много специалистов, которые занимаются реабилитацией аутистов по уже существующим методикам. Тем не менее, необходимо проявлять настойчивость при поиске компетентного психиатра. К сожалению, в коррекционно-развивающих учреждениях таким детям по-прежнему не уделяется достаточного внимания, однако эффективное взаимодействие с аутистами должно проводиться комплексно, включая рабочие встречи с психиатрическими специалистами, учебные заведения и детские сады. В любом случае, забота о детях с аутизмом лежит на первую очередь на родителях, независимо от того, в какой стране они живут.

Для коррекции аутизма у детей родителям следует придерживаться нескольких основных рекомендаций:

  1. Для привития необходимых жизненных навыков необходимо частое повторение одних и тех же действий. Даже если ребенок уже научился чему-то, например, чистке зубов, важно повторять урок с ним снова и снова.
  2. Важен строгий режим дня у аутиста, который следует соблюдать без исключений.
  3. Нельзя допустить резких изменений в обстановке и привычках ребенка.
  4. Регулярное общение с ребенком и проведение с ним максимально возможного времени являются необходимыми.
  5. За контактом с ребенком можно научиться при помощи постоянных повторений и обращений к нему, однако, не стоит повышать голос, ругать или наказывать ребенка.
  6. При раннем детском аутизме помогут частые эмоциональные контакты с малышом: брать на руки, ласкать, качать, играть с ним, говорить ласковые слова.
  7. В случае затруднений в речевом взаимодействии, возможен обмен карточками, картинками.
  8. Ребенка следует предупреждать о переутомлении и устраивать перерывы между занятиями и играми, давая ему возможность побыть в уединении.
  9. Регулярные физические упражнения помогают снять стресс и способствуют физическому развитию.
  10. Не стоит подавлять инициативу ребенка и торопить его выполнить определенные действия.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *