"Для долголетия человеку нужен жир": ученый колледжа Эйнштейна Нир Барзилай рассказал, как победить старение
Журналист «Комсомолки» встретился с исследователем, который первым в мире получил разрешение на клинические испытания лекарства против старения [эксклюзив] Анна ДОБРЮХА Доктор Нир Барзилай - директор Института исследо
Доктор Нир Барзилай - директор Института исследований старения в медицинском колледже Альберта Эйнштейна (Нью-Йорк). А также профессор в области медицины, генетики и врач-эндокринолог. То есть, с одной стороны, он глубоко разбирается в устройстве нашего организма, понимает все тонкости действия лекарств. А с другой стороны, профессор Барзилай ученый, исследователь, один из мировых классиков изучения продления жизни. Впервые мы встретились с ним на международной конференции по генетике старения и долголетия в Сочи в 2014 году. И теперь, когда прошло ровно пять лет, увиделись снова - на крупнейшей конференции «Undoing Aging» (отменить старение, англ.) в Берлине. Этот конгресс, куда приехало более 500 участников со всего мира, организовали международные фонды поддержки исследований по борьбе со старением SENS Research Foundation и Forever Healthy Foundation.
- Пять лет для науки, наверное, небольшой срок, но все-таки: что изменилось в области продления жизни за эти годы?
- Изменения есть, и еще какие. Раньше у меня была только надежда, что появятся серьезные исследования старения и когда-нибудь начнутся попытки практического применения. А сейчас уже идет речь о воплощении научных открытий в жизнь. Мы готовим полноценные клинические испытания. Хотя, меня, как и многих ученых, огорчает, что сохраняется главная проблема. По-прежнему само старение еще нигде не признано мишенью для профилактики на государственном уровне.
- И вы хотите доказать, что старение на самом деле можно замедлять, заниматься его профилактикой, в том числе с помощью специальных препаратов?
- Да. Сейчас уже достоверно известно, что для наиболее опасных болезней - рака, диабета, сердечно-сосудистых, болезней Альцгеймера и Паркинсона старение является главным фактором риска. С возрастом эти болезни наваливаются на человека скопом. То есть старение запускает их, служит драйвером развития заболеваний. Если мы замедлим старение, то добьемся прогресса сразу в лечении всех возрастных заболеваний, а не одного только рака или деменции.
Доктор Нир Барзилай - директор Института исследований старения в медицинском колледже Альберта Эйнштейна. Фото: Елена Милова
КАК ПОЛУЧИТЬ ОДОБРЕНИЕ FDA
- Многие зарубежные СМИ пишут, что вы начинаете первое в мире клиническое исследование лекарства против старения. И для этого получили официальное разрешение - одобрение самого строго в мире контролирующего органа, FDA ( Food and drug administration, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, США).
- Мы согласовали с FDA цели, методику проведения исследования. И если оно завершится успешно, то результаты будут официально утверждены.
- Как же вы сформулировали цель испытания, если старение еще официально не признано мишенью для профилактики?
- Мы заявили в FDA, что наша задача - предотвратить конкретные возраст-зависимые болезни. Клинические исследования должны подтвердить, что сердечно-сосудистые заболевания, когнитивные нарушения, болезнь Альцгеймера, рак, диабет и смертность в целом ощутимо снижаются при использовании определенного препарата. В FDA нам почему-то сказали: не нужно включать в этот список сахарный диабет (все остальные заболевания включили. - Авт .). Для меня это удивительно. Ведь примерно у 40% пациентов с диабетом в течение 10 лет развиваются тяжелые осложнения. Добиваться их профилактики реально очень важно.
НА НИЗКОМ СТАРТЕ
- В клинических исследованиях примут участие 3 тысячи человек в возрасте от 65 до 80 лет. Они будут находиться под наблюдением в 14 медицинских центрах, - рассказывает доктор Барзилай. - Изначально мы планировали, что исследование продлится 6 лет. Но, возможно, оно займет меньше времени - если ощутимые результаты появятся быстрее.
- Когда старт?
- Это зависит от финансирования. На полноценные клинические исследования такого рода потребуется от 40 до 50 млн долларов. У нас пока есть средства на первый год. Но мы не стали набирать пациентов, потому что дальше пришлось бы останавливать испытания. Сейчас мы занимаемся налаживанием финансирования.
ПРОСТОЙ ВЫБОР
- Многих, кто не знаком с научными исследованиями старения и продления жизни, может удивить, какой препарат вы выбрали для клинических испытаний. Это не какое-то новое изобретение, а известное недорогое лекарство, которым давно лечат больных диабетом.
- Да, это меформин (в России отпускается по рецепту. - Авт. ). Он дал очень хорошие результаты на подопытных животных. Они жили дольше и были здоровее. Сама продолжительность жизни была выше на 7%, а здоровый период жизни вырос на 30 - 50%. То есть мы в первую очередь хотим продлить пациентам именно здоровый период жизни. Чтобы человек не был немощным, не болел. А побочным эффектом при снижении заболеваемости, бонусом будет продление жизни.
Сейчас у пациентов с сахарным диабетом, принимающих метформин, смертность в среднем на 17% меньше, чем у людей без диабета. Подчеркиваю: пациенты имеют диабет, нередко у них лишний вес, но смертность у них значительно ниже. Это наводит на мысль: если бы у них не было диабета, то есть мы давали бы метформин здоровым людям, смертность могла бы снизиться еще больше, чем на 17%.
Также есть исследования, что у пациентов, принимающих метформин, меньше случаев заболевания раком. Мы объясняем это так. У разных видов рака есть общая черта: большинство из них развивается с возрастом, по мере старения. Метформин действует как средство профилактики на все виды рака именно потому, что нацелен на предотвращение старения.
ОТ РЕДАКЦИИ
Польза метформина для здоровых людей, не имеющих медпоказаний (как больные диабетом), на сегодня не доказана, результатов соответствующих клинических исследований еще нет. Поэтому и профессор Барзилай, и другие врачи категорически против того, чтобы люди сейчас самостоятельно принимали этот препарат как лекарство против старения на свой страх и риск.
ПОЧЕМУ ДОЛГОЖИТЕЛИ ПЬЮТ АЛКОГОЛЬ И ЕДЯТ СЛАДКОЕ
Недавно профессор Нир Барзилай со своей командой завершил новое научное исследование, посвященное изучению генетики и других особенностей долгожителей.
- Ученые часто говорят, что генетика играет не такую уж большую роль в старении и продолжительности жизни - 25 - 30% максимум. При этом наблюдения обычных людей показывают: если мама выглядела моложе своего возраста, то, как правило, и дочери хорошо сохраняются. Вы исследовали много семей и поколений долгожителей - какое значение имеет генетика на ваш взгляд?
- На самом деле очень трудно посчитать. Приведу простой пример. У моего дедушки, который, кстати, был русским, в 68 лет случился инфаркт. Он умер. У моего отца в 68 тоже случился инфаркт, но ему сделали операцию. Он умер в 84 года. То есть прожил намного дольше. Хотя генетически многое похоже. Обычно, когда говорят о роли генетики в продолжительности жизни, сравнивают сроки жизни родителей и детей. Но зачастую это на самом деле не работает, потому что есть еще много факторов. В том числе развитие медицины.
Генетика взаимодействует и с окружающей средой, образом жизни человека. Пожалуй, действительно можно сказать, что вклад наследственности в среднем 20%. Но! Когда речь идет о настоящих долгожителях, то есть тех, кто живет 90 и более лет, то доказано, что у них генетика выходит на первые роли. Я бы сказал, что у потомственных долгожителей 80% шансов на долголетие определяет генетика и 20% - окружающая среда, включая образ жизни и достижения медицины.
- Может, именно поэтому мы нередко слышим, что долгожители и сладкое едят, и вина пьют много, и даже курят порой, а все равно перешагивают 90-летний рубеж без тяжелых болезней?
- Похоже, что именно так. Их защищает генетика. А остальным людям, чтобы не умереть от инфаркта в 60 или не стать инвалидом из-за диабета, нужно соблюдать правила здорового образа жизни.
НЕОЖИДАННЫЙ ПОВОРОТ
Сюрпризом для исследователей стало то, что у долгожителей в организме часто обнаруживаются «неблагоприятные» варианты генов. То есть отвечающие за повышенную предрасположенность к опасным заболеваниям. Но... эта склонность почему-то не воплощается в жизнь. Значит, долгожители, по всей видимости, отличаются от остальных людей вовсе не отсутствием «плохих» генов. А наличием особых вариантов «генов защиты», которые успешно нейтрализуют «вредные» гены, делают вывод ученые.
- Мы наблюдали за тысячей человек и смотрели на 5 тысяч белков в их организмах, - рассказывает Нир Барзилай. - Отслеживали, у каких белков выработка повышается или понижается с возрастом, что меняется у людей между 55 и 95 годами. Выяснили, что сотни белков меняются очень серьезно. Какие-то из этих изменений, возможно, ассоциированы со старением. Какие-то служат биомаркерами (то есть показателями старения. - Авт. ). Воздействуя на определенные белки, возможно, удастся тормозить старение и даже возвращать организм в более молодое состояние. Это задача дальнейших исследований.
СОВЕТЫ ДОКТОРА БАРЗИЛАЯ
Делайте зарядку и наращивайте подкожный жир
- Если вы спросите меня, какую самую важную вещь для замедления старения люди могут сделать сегодня в любом возрасте, отвечу: физнагрузки. Это номер один. Упражнения дают много эффектов. Они запускают, тренируют механизмы защиты в наших клетках. Если вы занимаетесь упражнениями каждый день или через день, то они повышают вашу способность противостоять самым разным стрессам.
Второй элемент - питание. Здесь важно иметь в виду, что ниже смертность и лучше здоровье в пожилом возрасте у тех, кто имеет немного «перевеса». Почему? Дело в том, что есть плохой жир и хороший. Плох тот, что на животе. А вот подкожный жир - хороший, он вам нужен. Потому что это часть иммунной системы. Именно в таком жире содержатся некоторые виды клеток иммунной системы. Также из этого жира образуются гормоны, такие как адипонектин. Он участвует в регуляции уровня глюкозы, расщеплении жирных кислот, имеет противовоспалительный эффект. Чем выше уровень адипонектина в крови, тем ниже риск развития сахарного диабета. Кроме того, этот гормон противодействует накоплению жиров в стенках артерий, уменьшая вероятность образования тромбов. Так что иметь подкожный жир важно и полезно.
Автор благодарит за содействие в организации интервью Елену Милову , популяризатора науки, соавтора методического пособия «Профилактика старения для всех», члена совета директоров Фонда содействия продлению жизни Life Extension Advocacy Foundation.
ИСТОЧНИК KP.RU
Последние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований