Проповедник из Инстаграма

Современный и, как показывает практика, результативный подход к своему делу выработал священник, настоятель армянской церкви Сурб Акоб в Симферополе.

Современный и, как показывает практика, результативный подход к своему делу выработал священник, настоятель армянской церкви Сурб Акоб в Симферополе. Общение в интернете для него стало повседневным многочасовым трудом. Может ли современный служитель церкви обращаться к своей пастве посредством переписки в социальных сетях? Как стать ближе к Богу и не остаться заложником суеверий? На эти и другие вопросы «Крымской газете» ответил Нерсес Хананян. Фото из архива Нерсеса Хананяна.

1. Многие исследования сегодня говорят о том, что нынешнюю молодёжь церковные каноны и атрибутика отпугивают и что дети, которые растут сегодня, уже не приведут своих детей в церковь завтра. Насколько это соответствует действительности?

– Я думаю, что сегодня церковь должна быть более понятной людям, более доступной и готовой к диалогу со всеми. Иначе есть опасность превратиться в музей, сохранить традиции и предания, но оставить много молодых душ за церковной оградой.

 

2. Что именно, по-вашему, нужно изменить?

– Я считаю, что священник должен знать язык времени, не становиться таким же, как все, но говорить с человеком на его языке. То же касается и языка проповеди.

 

3. Может ли современный пастырь обращаться к своей пастве через Интернет? Не противоречит ли это церковным канонам?

– Если цель стоит донести слово Божье – никаких преград нет. Главное, чтобы не происходило при этом подмены понятий и ценностей, а сам священник не становился шоуменом и оставался служителем Господа. Интернет – это сегодня самая большая площадка для проповеди. Мало людей приходит в церковь в течение недели, все работают, занимаются бытовыми вопросами. Единственный день, который можно посвятить церкви, – воскресенье. А что можно донести за один день? При этом священник заканчивает литургию, выходит в народ, к нему подходит один, два, три, пять человек.... Остальные, которые тоже хотят что-то спросить, видят, что вокруг него много людей, и понимают – придётся ждать. Они уходят и позже задают свой вопрос через социальные сети. Позволительно использовать возможности современности, но важно не смещаться в сферу сугубо виртуальную. Нужно поддерживать личные отношения с паствой.

 

4. Много ли желающих получить ответы на свои вопросы именно по переписке?

– Вопросов приходит много, и часто такие, на которые, конечно, было бы хорошо ответить лично. При всех плюсах в целом социальные сети сегодня мне кажутся даже больше асоциальными. Картина такова, что человек сидит дома и по разным причинам, в том числе из-за стеснения, страхов и стереотипов, не хочет приходить куда-то, неважно куда, чтобы обсуждать там свои проблемы. И, получается, социальные сети, предоставляют дистанционную возможность решения насущных проблем, но всё же оставляют его в виртуальном мире, в одиночестве.

 

5. Бывают ли ситуации, когда вы отказываетесь отвечать человеку по переписке?

– Интернет не должен заменять нашу настоящую жизнь, это, пожалуй, моя основная позиция. Да, действительно бывают такие случаи, когда я говорю, что не буду отвечать на вопросы по переписке. Особенно если вопрос касается семейных отношений. Потому что вопрос очень серьёзный, а такая попытка его решения говорит о том, что человек это серьёзно не воспринимает. Я всегда говорю: если для тебя это важно – приходи, и мы с тобой посоветуемся, поговорим и подумаем.

 

6. Насколько в обществе укоренены стереотипы о верующих людях и насколько они не соответствуют действительности?

– Да, к сожалению, в обществе распространён стереотип, что верующие люди – это, условно говоря, бабушки, которые всё потеряли и единственное утешение находят в храме. Но это, конечно же, не так. Церковь – это живой организм, состоящий из разных людей с самыми разными профессиями и интересами.

 

7. Как относитесь к суевериям, считаете ли это проблемой, с которой надо бороться?

– К большому сожалению, в армянской среде это достаточно болезненная тема. Церковь активно борется с этим, пытаясь искоренить все проявления суеверия в обществе. Все эти постучать по дереву, колючку на дверях повесить, разные кулоны в виде глазков, красные ниточки на запястье и т. д. – это уже, в конце концов, просто смешно. У всего этого есть история, объяснения, но многие не обременяют себя размышлениями и, не задумываясь, наивно верят в скорейшее исполнение желаний. Суеверие – вера всуе, вера в пустое.

 

8. Закон о защите прав верующих всё чаще всплывает в СМИ. Что об этом думаете?

– Прежде всего необходимо научиться отделять оскорбление в адрес Бога от ущерба, причинённого нашей собственной самооценке, а также отделять кощунство и богохульство от критики наших собственных заблуждений. Свобода слова является одним из основных прав человека, оно равно для носителей любых вероисповеданий, но всё же в обществе хочется видеть взаимное уважение, межнациональный и межрелигиозный мир.

 

9. Вы как священнослужитель как относитесь к гомосексуализму?

– Позиция одна. Есть Священное Писание, которое всячески указывает нам на то, что здоровая семья состоит из одного мужчины и одной женщины. Никак иначе. Все остальные связи противоестественные. В рамках моего пастырского служения мне дважды приходилось беседовать с мужчинами, являющимися гомосексуалистами. Оба в разные промежутки времени (кто-то раньше, кто-то позже) осознали, что совершили ошибку, и изменили свой образ жизни. Да, многие их сегодня защищают, приводя аргумент: «Он таким родился». Но я видел, как человек менялся и сам говорил: «Я не родился таким, просто я так жил». Мы должны быть готовы помочь каждому человеку исправить ошибки, покаяться и изменить свою жизнь.

 

10. Как научиться жить в мире с собой, окружающими, не совершая зла? Нужно ли быть особенным, чтобы быть счастливым, и что есть счастье?

– Я абсолютно уверен, что мир и покой человек может обрести, только если делает всё, чтобы стать ближе к Богу. Потому что окружающий мир нас провоцируют на обратное. Политика, митинги, скандалы с участием знаменитостей – всем этим заполнены наши будни. Мы стали настолько политизированы, что уже не представляем своей жизни без обсуждения этих тем. Я не думаю, что многих это по-настоящему беспокоит, просто разного рода громкие события отвлекают нас от повседневных забот и реальных проблем, в том числе и духовных. Надо суметь отказаться от всего, что мешает нам быть в мире с Богом и самим собой, от того, что вызывает в нас гнев, зависть и беспокойство.

О себе и о Крыме

– Я родился в городе Баку, Азербайджанская ССР. После погромов и гонений против армянского населения, происходивших там в 1988-1990 годах с семьёй ухали как беженцы в Армению. Но прожили там не так долго. Обстановка в стране была сложная – землетрясение, война в Нагорном Карабахе. Оттуда мы уехали жить в Кисловодск, где я вырос, окончил лицей и с пяти лет служил в местном армянском храме. В Крым мой путь был очень долгим. В 16 лет уехал учиться в Армению, служил в Москве, Якутии, Твери и наконец оказался здесь.

– Крым – поистине прекрасное и благословенное место. Побывав в разных регионах и городах России, могу сказать, в Крыму люди совершенно другие. Например, в Центральной России люди всегда куда-то бегут, все в заботах, с суровыми и часто грустными лицами. Когда впервые в Крыму во дворе многоэтажек я увидел, как люди собираются, общаются, гуляют с детьми до позднего часа, – был удивлён. На то, конечно, есть свои причины: в Крыму благоприятные климатические условия, много солнца и невероятной красоты природа.

– Для Армян Крым имеет особое историческое, культурное и духовное значение. Здесь сохранились более 150 исторических памятников, в том числе монастыри, церкви, поклонные каменные кресты, возведённые и установленные нашими предками. И сегодня армяне, проживающие в Крыму, это не закрытая община. Мы стараемся внести свой вклад в развитие региона и считаем себя его полноправными жителями.

 

Егор Петрунин

Последние новости

Крыммедстрах: Лечение сахарного диабета по полису ОМС

Как медицинская страховка помогает пациентам с диабетом в Крыму

Суд поддержал организацию инвалидов в Волгограде

Верховный суд РФ подтвердил законность льготы на аренду для некоммерческой организации.

Права жителей Крайнего Севера на получение средней зарплаты будут защищены

Конституционный суд России признал нормы Трудового кодекса неконституционными.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Бору, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *