Не Третий Рим и не первый Москвобад - что будет дальше с миссией России?
Не надо убегать от миссии быть если не наступательным плацдармом, то последним оборонительным оплотом.
Не надо убегать от миссии быть если не наступательным плацдармом, то последним оборонительным оплотом.
В современном мире разнообразные соцсети, блоги и мессенджеры играют колоссальную роль. С их помощью совершают революции, лепят авторитеты и ниспровергают их, очищают или (чаще) марают свою или чью-то еще репутацию и делают еще тысячи дел поменьше. Поэтому часто какое-то событие или явление оказывается актуальным не в момент свершения, а после попадания в фокус внимания подписчиков твиттера, инстаграма и ютуба.
Так случилось и с заявлением митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) о том, что концепция «Москва – Третий Рим» потеряла актуальность и обоснованность ввиду невоцерковленности подавляющего числа россиян, включая формально православных. Фраза, произнесенная ровно в середине лета, внезапно стала широко тиражироваться и обсуждаться ближе к середине осени.
С одной стороны, Церковь - это пристанище самого широкого разброса взглядов и характеров, и каждый священник обладает определенной свободой мнения и действий. Одни прославляют Сталина, другие его проклинают, одни выступают за семьи с десятью детьми и генетическую проверку женихов невестами перед браком, другие, прости Господи, венчают Собчак с Богомоловым.
Митрополит Иларион – известный и, наверное, самый влиятельный либерал в РПЦ, с интересными фактами биографии вроде горячей поддержки литовских национал-сепаратистов в январе 1991 года и получения за это литовской награды. Неудивительно, что традиционалистская консервативная концепция «Москва – Третий Рим» ему не по душе и он хочет ее списать в утиль. Но он не рядовой священник, а из числа самого высшего руководства – председатель Отдела внешних связей Московского патриархата, фактически министр иностранных дел Церкви, поэтому его мнение вполне можно считать официальной церковной позицией.
Впрочем, прежде чем разбираться, так это или нет, и если нет, то зачем митрополит, зная о своем статусе, привязывает свое мнение по вопросу высшего богословского порядка к позиции Церкви, разберемся в другом.
А правда ли была сказана в принципе?
Формула «население России слабо воцерковлено, следовательно, Москва больше не Третий Рим» слишком серьезна для того, чтобы я взялся ее теологически оспаривать или подтверждать. Но первая ее часть – объективный статистический, социологический и просто данный в каждодневных ощущениях факт. Реальные, то есть регулярно исповедующиеся, совершающие Евхаристию и посещающие богослужения православные составляют лишь малую долю по отношению к формальным. Хорошо, что это признает Церковь или хотя на частном уровне ее высокопоставленный чин. Даже лучше, если Церковь. Еще лучше, если вслед за этим признанием обсудили бы, что делать и кто виноват, и нет ли в сем печальном факте церковной не только беды, но и отчасти вины.
Но тут возникает еще один закономерный вопрос. О недостаточной воцерковленности и следующем из этого сложении высшей духовной миссии Церковь не говорила даже в самые тяжелые для себя советские годы. И в годы предреволюционные, когда ситуация была едва ли не хуже чем сейчас, многие посещали исповедь и причастие раз в год, лишь потому что так положено был по закону. Известный факт – в действующей армии большинство солдат перестало исповедоваться после Февраля-1917, когда отменили обязательный порядок этого таинства, а ведь в окопах, как известно, атеистов нет. И все же Москва по-прежнему считалась Третьим Римом.
Почему же сейчас так?
Самый простой, болезненный и, увы, не слишком далекий от истины ответ – потому что и вправду мы больше не он. Вне зависимости, говорил ли митрополит от лица Церкви или нет, рад ли он сказанному или не очень. Даже безотносительно к верности алфеевской формулы, каковую верность я за несколько написанных следом абзацев выявить так и не решился. Может, «после» не значит «вследствие». Может, низкая воцерковленность сама по себе, а уход Третьего Рима сам по себе. Но и то, и другое перед нашими глазами. Первое совсем точно, второе…
Ну давайте порассуждаем.
Любое великое государство имеет свою великую миссию.
Она может быть своекорыстной, как раньше у Британской империи – собрать полсвета под свою корону и сделать хорошо метрополии; правда, попутно на завоеванных землях имело место неоднозначное, но во многом прогрессивное «бремя белого человека».
Она может быть бескорыстно-безумной, как у США, решивших в какой-то момент, что «бремя белых» - это принести всему миру гей-браки и феминизм; правда, при Трампе американцы вернулись к своекорыстному империализму британского образца.
Она может быть еще много какой. Очень разной.
У России миссия была, скажем так, духовно-геополитической. Высшее выражение она получила в «пушкинской речи» Достоевского. Федор Михайлович сказал тогда, что цель русского человека – собрать и взять под свою опеку все народы мира, не разрушая их самобытность, а наоборот, сохраняя ее.
После революции идея Достоевского трансформировалась в идею Земшарной Совдепии. Сколько бы ни критиковали утверждение об этой трансформации и о том, что «Третий Рим стал Третьим Интернационалом», оно представляется верным – пафос радикального всемирного преображения поменял одежды, но не суть. А при позднем Сталине, всерьез намеревавшемся сделать Москву всемирным центром и главным престолом Православия, отняв это звание у Константинополя, новая одежда на миг слилась со старой.
Но концепция «Москва – Третий Рим» может быть прочитана и по-другому – Русь не как плацдарм для наступления, но как оплот для сохранения, последний остров Веры, праведности и чистоты.
Недаром русские цари поначалу вежливо отказывались от предложений Европы войти в коалицию против Османской империи и затем получить Константинополь, «Второй Рим», как законный приз и наследуемый объект. Они отвечали, мол, мы сами новый и последний Рим, а старый, утративший сакральность и «римскость» нам не нужен. В таком прочтении «Третий Рим» вполне соответствует вроде бы светской концепции Вадима Цымбурского относительно «острова Россия», отделенного от остального мира природными, географическими и невидимыми стенами, живущего ради себя и себя же стремящегося спасти.
Когда-нибудь потом можно и остров-оплот превратить в плацдарм – вот и цари в итоге все же стали приглядываться к Константинополю, не будем сейчас обсуждать, плохо это или хорошо. Так или иначе, без сохранения острова ничего не будет вообще.
В очередной раз скажу, что главное русское противоречие – между Достоевским и Цымбурским, но между ними одновременно и множество незримых связей, а одна идея суть отражение другой.
Увы, сейчас нам прежняя миссия не присуща ни в одной из ее версий, но и новую мы не обрели.
Мы не собрали русских людей на одном острове, спасая их от враждебного окружающего океана. Да, вернули Крым и Севастополь, причем оставив их в церковной юрисдикции Киевского патриархата, но умыли руки в случае с Новороссией, последние осколки которой вот-вот по «формуле Штайнмайера» запихнут в состав Украины.
Все имперско-великодержавные потуги на ближневосточном, африканском и латиноамериканском направлении выглядят именно потугами, дурной пародией на англосаксонский прагматичный империализм. Они ведь свершаются во благо не государственности или широких слоев населения, а во благо слоев населения очень узких. Их численность можно подбить на пальцах руки. Левой. Ельцинской. Достаточно вспомнить историю, как несколько сотен бойцов российских ЧВК погибли в сражении за отъем сирийского газового завода у американского феодала и передачу его феодалу российскому (сугубо по паспорту).
Но и имеющаяся территориально урезанная Россия оплотом Веры и духовности вряд ли может считаться. Люди плохо воцерковлены, а Церковь венчает Собчак с Богомоловым, и что первично, что вторично – Бог знает.
Верхи провозгласили, что наша национальная идея – достаток и комфорт, и с рьяностью необычайной, без какого-либо стеснения присягают ей днем и ночью. Но и у низов, во всяком случае, большей их части настроения примерно те же. Я уже говорил, что отношение низов к верхам это не «смотрите, ЧТО они там делают», а «смотрите, что ОНИ [на их месте должны были быть мы] там делают».
С радостью ли, злорадостью или огорчением митрополит Иларион сказал то, что он сказал, вложился ли он сам в приближение этого, но факт бесспорен. Москва здесь и сейчас не Третий Рим. Хорошо, если еще не первый Москвабад.
***
Не хотелось бы заканчивать на плохой ноте. Закончу на оптимистичной.
Напомню, как первый, апеннинский Рим стал собой. Имею в виду не то, как он обрел название. Стал собой – в смысле обрел свое краеугольное место в христианской истории. А дело было так. Апостол Петр бежал из Рима во время свирепых нероновских гонений на христиан. В пути он встретил Иисуса. «Куда идешь, Господи?» - спросил Петр (мы еще знаем эту фразу как «quo vadis, Domine?» или «камо грядеши, Господи?»). «Иду в Рим на второе распятие, за то что ты оставил мой народ» - ответил Иисус. Петр попросил у Него право идти вместе c Ним, и был в Риме распят. Вниз головой.
Я не предлагаю нам принять мучительную смерть. Наоборот, предлагаю жить. Твердо стоя на двух ногах. И не убегая от миссии быть если не наступательным плацдармом, то последним оборонительным оплотом. И относиться к своим неронам так, как они того заслуживают.
Иначе мы вообще никем не будем, как духовно, так вскоре и физически.
Станислав Смагин
Последние новости
Крыммедстрах: Лечение сахарного диабета по полису ОМС
Как медицинская страховка помогает пациентам с диабетом в Крыму
Суд поддержал организацию инвалидов в Волгограде
Верховный суд РФ подтвердил законность льготы на аренду для некоммерческой организации.
Права жителей Крайнего Севера на получение средней зарплаты будут защищены
Конституционный суд России признал нормы Трудового кодекса неконституционными.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией