Божий дом: 205 лет со дня основания армянского храма Сурб Никогайос
Сегодня храм Святого Николая (Сурб Никогайос) входит в туристический пешеходный маршрут «Малый Иерусалим».
Как передает Крымская газета,
Сегодня храм Святого Николая (Сурб Никогайос) входит в туристический пешеходный маршрут «Малый Иерусалим». Единственный в северо-западном Крыму армянский храм дореволюционной постройки возведён в начале позапрошлого века на месте деревянной армянской церкви.
Здесь был Филипп
По словам историка архитектуры Виктории Струниной, доступные источники указывают на то, что первую армяно-григорианскую церковь в Гезлёве (так тогда называлась нынешняя Евпатория) сожгли во время русско-турецкой войны в 1736 году. – Тогда армяне выстроили временную небольшую деревянную церковь, впоследствии превращённую в лазарет, а потом в продовольственный склад, – рассказывает она. – В первой четверти XIX века встал вопрос о строительстве нового храма. В июне 1816 года главный управляющий духовными делами иностранных исповеданий князь Александр Голицын по просьбе армянского архиепископа Иоаннеса дал «дозволение в Симферополе и Козлове (Гезлёв в русской транскрипции) вместо пришедших в негодность, ветхость построить на тех же самых местах новые каменные церкви армянского исповедания». По словам Струниной, закладка и освящение места постройки армянской церкви состоялись при многочисленном стечении народа. – Храм строился на пожертвования горожан, – продолжает историк. – Путешествуя по Крыму в 1825 году, видный армянский путешественник, этнограф, член конгрегации мхитаристов Венеции Минас Бжишкян говорит о существовании в городе армянской общины, состоявшей из 90 армянских домов с недостроенной церковью Сурб Никогайос. Он пишет: «18 июня 1817 года на месте первой церкви они основали нынешнюю каменную церковь того же имени, воздвигнутую величественно на широких арках. Церковь имеет три двери и колонный двор, но до сих пор остаётся без крыши. Армяне богослужение проводят в часовне». Из-за нехватки средств строительство храма затянулось и завершилось лишь в 1830-1840-х годах. – Во время Крымской войны в оккупированной неприятелем Евпатории в церкви на постое размещался французский гарнизон, военнослужащие которого оставили на стенах храма «автографы», – отмечает Струнина. – Их обнаружили под слоем штукатурки недавно во время проведения строительных работ. Чётко видна дата – 1855 год. Теперь мы знаем, что «здесь были» Филипп и сослуживцы.В шаге от столовой
– Среди культовых сооружений армянского зодчества, сохранившихся на территории Крыма, Сурб Никогайос в Евпатории представляет несомненный интерес как исторически сложившийся тип армянской церкви, несущей в себе черты своеобразия художественных и строительных приёмов прошедших эпох, – считает арменовед Александр Склярук. – По аналогии со многими постройками Древней Армении (Одзун, Мрэн) памятник по конструктивной схеме относится к типу купольных базилик. Церковь имеет три входа: с севера, запада и юга. Сохранившиеся над входами следы кладки из известкового раствора говорят о некогда существовавших пристроенных портиках. Над восточным окном сохранился вставленный в стену небольшой (20?25 см) хачкар (вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста). Наличие хачкара – это ещё одно доказательство принадлежности памятника к армянскому зодчеству Крыма. В 1932 году ЦИК Крымской Автономной ССР принял решение о ликвидации храма. Были снесены купол, звонница, порталы и другие конструктивные элементы сооружения, а его настоятель выселен из дома священника (сейчас это административный корпус Евпаторийского дома-интерната для престарелых и инвалидов, на территории которого и расположен храм). За три года до этого была закрыта и армянская церковно-приходская школа, расположенная рядом с храмом. Примечательно, что её спроектировал видный архитектор Павел Сеферов (Богос Сеферьянц). После Великой Отечественной войны церковь вместе с храмовыми сооружениями, в том числе церковно-приходской школой и домом настоятеля, передали советскому «предшественнику» дома-интерната. В храме устроили склад. По словам Александра Склярука, в 1983 году ему вместе с группой энтузиастов чудом удалось предотвратить кощунственный по своему содержанию проект переоборудования храма под столовую. В итоге решением Крымского облисполкома № 284 от 5 июня 1984 года он был поставлен на учёт как памятник архитектуры под охранным номером 1371.Возвращение к истокам
После распада Советского Союза власти Евпатории разрешили местной общине Армянской апостольской православной церкви использовать храм и здание церковно-приходской школы по назначению. В 1999 году горсовет, в чьём ведении тогда находилась церковь, даже согласился передать её в собственность общине. Однако спустя несколько лет Севастопольский апелляционный суд отменил регистрацию права собственности на храм и храмовые сооружения за Евпаторийским горсоветом, после чего храм и школа перешли в собственность республики. Длительное время и сам храм, и бывшее здание армянской церковно-приходской школы находились в оперативном управлении Евпаторийского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Из-за этого нередко возникали проблемы с доступностью святыни для туристов и прихожан. Однако проблема разрешилась после того, как летом 2019 года власти Крыма передали в бессрочное безвозмездное пользование здания храма и школы евпаторийской религиозной организации «Церковь Сурб Никогайос» Российской и Ново-Нахичеванской епархии Святой армянской апостольской православной церкви. Зампред организации Анаит Исраелян считает, что с передачей религиозных объектов была восстановлена историческая справедливость. – Господь даёт по желанию сердца, – убеждена она. – Мы всем сердцем, всем разумением желали этого и получили от Бога. Это Божий дом, который мы должны сохранить.Кстати
В Евпатории армяне живут с середины XI века. Вплоть до 30-х годов прошлого столетия в старой части города, на его восточной окраине, находился большой армянский квартал. Часть его сохранилась до сих пор. В центре квартала находилась церковь Сурб Никогайос. Это, в частности, подтверждают свидетельства турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби. Он упоминает армянский квартал с прекрасным храмом к востоку от ворот Дровяного базара. А ворота находились на перекрёстке современных улиц Караимской и Караева, то есть уже тогда армянский квартал располагался в районе нынешней армянской церкви. Алексей ВАКУЛЕНКОИсточник: https://gazetacrimea.ru
Последние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований