О строительстве мемориального комплекса в Аджимушкае

    Керчанин Евгений Двинятин в память о своем дедушке - прорабе строительного управления СУ–22 Чучко Владимире Григорьевиче, ответственном за строительство мемориального комплекса в Аджимушкае – подготовил материал о том,

    Керчанин Евгений Двинятин в память о своем дедушке - прорабе строительного управления СУ–22 Чучко Владимире Григорьевиче, ответственном за строительство мемориального комплекса в Аджимушкае – подготовил материал о том, как возводили монументальный памятник.  

  Мемориальный комплекс в Аджимушкае. Впервые проект мемориала в поселке Аджимушкай в 1965 году предложил Бер Н. Г. Он представлял собой здание высотой 6 метров с двумя экспозиционными залами в виде трилистника в плане, символизируя круговую оборону. Западнее этого павильона располагался памятник высотой 32 метра. С этого же места должен был открываться обзор на обелиск Славы на горе Митридат.

Вход в Аджимушкайские каменоломни до строительства мемориала

Чуть позже, авторским коллективом: скульпторы Е. Е. Горбань, Б. Е. Климушко, был предложен второй проект. Эскиз мемориала выполнил архитектор С. Н. Миргородский, за что был награждён золотой медалью студии Грекова. Проект представлял собой две скальных массивных плиты, на которых располагались восходящие вверх два пилона. Всё это должно было быть выполнено в монолитном бетоне. На их фасаде было два барельефа — вырвавшихся из подземелья воинов и гражданского населения. Высота пилонов составляла 12 метров, длина 60 метров. Внутри каждого пилона должны были располагаться музейные залы. Наличие этих залов уменьшало массу самого комплекса. Именно этот проект был взят за основу.

Когда чертежи и документация были готовы, всё было отправлено в Керчь, в трест Керчьметаллургстрой. После ознакомления со всей документацией, начальник техотдела треста — Ф. Н. Поникаровский, отклонил этот проект в виду его сложности. Дело в том, что в Керчи уже шло строительство одного мемориала, равного которому не было в Крыму — «Парус» в Героевке. Строительство «Паруса» и без того идет очень тяжело, дополнительно предлагаются ещё один объект, по сложности не уступающий первому. Трижды Ф. Н. Поникаровский отклонял реализацию проекта. Пока первый секретарь горкома С. А. Чистов не нашёл слова, заставившие его найти конструкторское решение.

Общий вид. Правый пилон готов, подготовка второго пилона к бетонированию

Строительные работы возлагают на СУ–22, прораб В. Г. Чучко. Нужно было возвести многотонную конструкцию практически без фундамента, на пустоте, там — где находятся каменоломни. Впервые в практике, скульптуры для пилонов создавались не в мастерской и монтировались не составными частями, как это делалось везде.

Прораб В. Г. Чучко (слева) с коллегой

Скульпторы изготавливали их на месте, в полную величину. Когда были готовы формы, скульптуры бетонировались методом непрерывной заливки. Поэтому они представляют собой не блочные, а монолитные конструкции. В связи с этим в горисполкоме круглосуточно находился дежурный, с которым мог в любое время связаться прораб для решения вопросов по поставкам бетона. Бетон лили несколько суток, днём и ночью. Был составлен почасовой график, по которому прораб докладывал дежурному в исполком о поставках бетона, даже ночью.

Отлитые скальные массивные плиты

Бетонирование пилона

Но перед заливкой бетона Ф. Н. Поникаровский решил по возможности ещё облегчить пилоны. Эту проблему решали вдвоём с прорабом В. Г. Чучко. Решение оказалось до смешного простым. На предприятиях города собирали пустые металлические бочки и заваривали все отверстия, после чего их бросали в бетон во время заливки, создавая тем самым пустоты. Что и облегчило всю конструкцию. Во время строительных работ отказались от использования башенного подъёмного крана, для всех подъёмных работ использовался подъёмный кран на гусеничном ходу.

Армирование пилона

Планировалось, что один из пилонов будет использоваться как картинная галерея для картин Н. Я. Бута, второй пилон как музейное помещение. Но по завершению строительства так и не смогли решить проблему микроклимата для картин и от идеи картинной галереи отказались.

Команда, работающая над строительством

Что интересно, во время всех строительных работ, экскурсии не прекращались, а проводились, когда это было возможно. Ещё один интересный факт. Перед началом строительных работ был демонтирован памятный закладной камень музея героям Аджимушкая, который был установлен в 1965 году. Демонтирован и забыт. Но 19 мая 2012 года, по инициативе спортивно – патриотического клуба «Слава» его вернули на историческое место.

Мемориальный комплекс «Героям Аджимушкая» был открыт 15 мая 1982 г. Открытие было приурочено к 40-летию Аджимушкайской обороны.

День открытия

Автор: Евгений Двинятин.

Последние новости

Выставка Никаса Сафронова: «Бесконечная история»

Персональная выставка Никаса Сафронова «Бесконечная история» 21 июня — 25 августа 2024 21 июня в Симферопольском художественном музее начинает работу персональная выставка заслуженного художника Российской Федерации,

Врач Шагабутдин Мусаев перечислил заболевания, симптомом которых может стать шум в ушах

Источник фото: Фото редакции Шум в ушах может быть одним из симптомов достаточно серьезных заболеваний.

Врач-нарколог Евгений Менчик назвал три основных признака алкогольной зависимости

Источник фото: Фото редакции В ходе недели отказа от алкоголя, которая была утверждена Минздравом Российской Федерации, с 10 по 16 июня Евгений Менчик,

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *