Из дневника мамы первоклассника: «Делали домашку. Опять чуть не сорвалась на крик...»
Почему даже начальная школа становится адом для детей и родителей Оксана КАЛЬНИНА Ирина БОГАТОВА Многие родители уже с 4 - 6 лет начинают активно готовить ребенка к школе.
Многие родители уже с 4 - 6 лет начинают активно готовить ребенка к школе. На экранах ТВ дети проекта «Лучше всех» блистают успехами в ментальной арифметике, декламируют в 4 года Цветаеву, перечисляют столицы стран, о которых ты даже не слыхал. Социальные сети просто забиты рекламными постами с советами для современных пап-мам - как развить и подготовить ребенка к школе.
Нас буквально зомбируют необходимостью проводить постоянную работу с чадом, чтобы он стал «полноценным членом нашего общества». Подготовка к учебе стала похожа на систему многоуровневого маркетингового водоворота: без привлечения высокооплачиваемых специалистов обойтись очень сложно.
Догадайся и реши
Вот, например, широко распространенная программа начальных классов «21 век». Считается, что дает хороший старт детям, закладывает основу качественного обучения.
У родителей начинает дергаться глаз еще на этапе подготовки к школе.
Задание для дошкольника-подготовишки: рисунок с паровозиком, на котором подписаны цифрами вагоны - от 4 до 8. Надо найти с номером 1, 2, 3. Все бы так, но вагончиков 9! Если бы мы увидели такое задание в своих, еще советских учебниках, то подумали бы, наверное, что это опечатка. Но сейчас мы должны объяснить, что цифровой ряд начинается с цифры 0, далее идет 1, 2 и т. д.
Ребенок не всегда может без помощи родителей справиться с заданиями из рабочей тетрадки «Я учусь читать и писать». Задание не прописано, надо догадаться (!) и сделать.
В октябре учитель активно погружает подготовишку в фонетику. Писать правильно и хорошо читать дети пока не умеют, поэтому все действия у них представлены в виде разноцветных квадратиков. Помочь ребенку справиться с домашней работой родителю очень сложно: как понять, что означают значки? Приходится ломать голову и выстраивать закономерности - что бы это могло значить...
Когда задания не прописаны в рабочей тетради, попробуй догадайся, что хотели спросить авторы пособия. Фото: Личный архив героя
Буквы ваши какие-то сомнительные!
В первом классе дети, привыкшие анализировать звуки (на той самой фонетике на подготовке), начинают писать и составлять слова. Пример задания для первоклассника: даны кубики с разными буквами, необходимо сложить и записать слова. Ребенок делает домашнее задание. Получаем - «пинал», «каза» и т. д. В задании нет абсолютно никаких указаний, которые помогли бы без ошибок составить слова. Даже родительский чат не справляется с правильным решением! На помощь зовут учительницу.
Писать с ошибками ребенку нельзя. Предполагается, что он должен пропускать место или ставить точку в тех местах, где сомневается. Но понять в 6 - 7 лет, какие буквы в слове сомнительные, невозможно. С точки зрения первачка, они все какие-то сомнительные. Ну или если дитя уверено в себе, то все абсолютно правильные! Поэтому родителям приходится сидеть рядом и все проговаривать...
Пока проходят по схемам буквы и пытаются составлять слова, букварь на уроках практически не открывают. Но уже в конце второй четверти учитель задает: «Букварь, стр. 64 - беглое чтение».
Уже в третьей четверти у первоклассников будут контрольные тесты из 12 - 14 заданий по каждому предмету за 45 минут! Как раз в это время они обычно празднуют «Прощание с букварем». Вот буквально вчера прошли буквы, а сегодня должны выполнить самостоятельно на уроке тесты! Причем не простые, не только на пройденный материал, но и на логику, внимательность и кругозор...
Сидим за партой - я и дочка...
Если в советской системе образования домашнее задание строилось на основе пройденного материала, то современные авторы учебников, кажется, на это плюют. Правила и задания сформулированы так куце, что сделать домашку самому ребенку, без участия родителей просто нереально. И здесь главное - не сорваться на крик: «Ну кто в конце концов учится - ты или я?!»
Да и учителя напирают, торопятся переложить ответственность на родительские плечи: «Мы только задаем направление, а учитесь вы вместе с детьми»...
Готовьтесь, папы-мамы будущих первоклашек! Сидеть за партой с сыном или дочкой вам обязательно придется.
Вы можете попытаться опередить время и до школы научить ребенка ментальной арифметике, счету с двузначными числами. Но все это никак не поможет решать детям задачи в первом классе именно по тому алгоритму, что дала учительница. Остальное верным не считается! Вашему ребенку нужны только те знания, которые заложены в программе вашего класса.
Наверное, однозначных советов для всех, как подготовиться к начальной школе, чтобы она не стала адом и не отбила у ребенка желание учиться, не существует. Каждая семья проходит этот путь самостоятельно. Мало кому удается избежать слез детей и криков родителей. Детские психологи не сидят без работы - справиться с нагрузками первых лет учебы не всем удается без неврозов.
…А мы с дочкой первый класс окончили. И вот уже второй… Открываем учебник: «Назови всех зверей на картинке, напиши их названия и рядом с ними укажи транскрипцию».
И опять началось…
- Мама, а как правильно пишется - тигор или тигэр?..
Господи, какая фонетика, если правильно будет - тигр… Может, хоть во втором классе игры с кубиками перейдут в знания и правописание слов в строчках, в текстах и запоминание словарных слов…
Да и когда задание есть, а теория не разъясняется, родителям ненамного легче. Фото: Личный архив героя
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Учебные программы вразножку
Тоска по советской системе образования у многих родителей очень понятна. Сейчас - десятилетия спустя - нам кажется, что там было все просто, ясно и логично. А на самом деле ведь не было. И тогда проблем хватало! Просто память сохраняет только хорошие воспоминания. Да и устарела, наверное, та система за прошедшие 30 лет. Беда в том, что четкой и ясной системы на замену так и не пришло. Учебные программы одной ногой стоят в современности, а другой застряли в прошлом веке. И что еще хуже - не взаимодействуют между собой.
В прошлом году у моего сына-второклашки, как и у миллионов других детей, начался английский язык. С места в карьер. Уже зимой началась откровенная ерунда. По русскому языку только-только приступили к понятию частей речи, стали разбираться, что такое имя существительное. А англичанка уже бодро диктовала: «Дети, запишите в свои тетради длинное слово: ме-сто-и-ме-ни-е. Когда-нибудь вы его поймете. А пока просто выучите...»
И таких несогласованностей просто море, только копни школьный курс. Поэтому стоит ли удивляться, что большинство пап и мам недовольны системой образования, невзирая даже на оценки своих чад. И все больше родителей забирают детей на семейное обучение. Чтобы самостоятельно контролировать, чему и как учатся их дети...
Редактор отдела образования и науки
ИСТОЧНИК KP.RU
Последние новости
Крыммедстрах: Лечение сахарного диабета по полису ОМС
Как медицинская страховка помогает пациентам с диабетом в Крыму
Суд поддержал организацию инвалидов в Волгограде
Верховный суд РФ подтвердил законность льготы на аренду для некоммерческой организации.
Права жителей Крайнего Севера на получение средней зарплаты будут защищены
Конституционный суд России признал нормы Трудового кодекса неконституционными.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией