Образ образования
День знаний, как и многие другие праздники, имеет свои традиции Почему учебный год начинается 1 сентября и когда именно женщинам позволили грызть гранит науки наравне с мужчинами?
Почему учебный год начинается 1 сентября и когда именно женщинам позволили грызть гранит науки наравне с мужчинами?
От сотворения мираТрадиция начинать год с 1 сентября достаточно древняя. Эту дату почитали за праздник ещё в Византийской Империи. В празднование вкладывали как духовный, так и светский смысл. Духовный — поскольку многие византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось и само сотворенное Богом время. Мирской же смысл заключался в том, что к сентябрю заканчивались все полевые работы, и государство успевало полностью собрать причитающиеся ему налоги с нового урожая.
С 1492 года Новый год начинался с 1 сентября и в Московской Руси. Женившись на последней византийской царевне, великий князь Иван III объявил Новолетие официальным церковно-государственным праздником. И с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством в этот день «здравствовали» царю. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие.
В 1700 году эта традиция, в числе многих других, была искоренена Петром I. Гражданский Новый год стали праздновать 1 января. О 1 сентября забыли. И особо не вспоминали целых 300 лет.
Кто во что гораздПетр I был великим реформатором, но изменить сельскохозяйственный календарь он был не в состоянии. Потому залучить крестьянских и даже дворянских детей из деревни в городские учебные заведения до окончания страды часто не представлялось возможным. Негосударственные сельские школы грамоты и вовсе начинали свои занятия 1 декабря в день памяти пророка Наума с тем, чтобы закончить их уже к Пасхе или даже к Благовещению (25 марта).
Единый Устав средних учебных заведений был принят только 5 ноября 1804 года. Его 91 статья гласила, что «учебное время в уездных училищах продолжается также, как в гимназиях, то есть от 1 августа предыдущего года по 1 июля следующего года», не следует понимать (а тем более, возрождать) буквально. На самом деле, речь идет о том, что учебный год начинался 14 августа, в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 16 (29) августа, сразу по окончании поста, и заканчивался 1 (14) июня.
Но если за гимназиями и университетами государство следило более или менее пристально, то остальные учебные заведения работали вразнобой. В опубликованных документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и даже 15 октября.
Новый порядокС приходом Советской власти был взят курс на построение единой государственной системы всеобщего обучения, который с самого начала предполагал жесткую стандартизацию большинства ее параметров, в том числе и учебного режима. Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» от 3 сентября 1935 года в первой же статье устанавливает «во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их — в первых трех классах — 1 июня, в IV-VII классах — 10 июня и VIII–X классах — 20 июня, зимние каникулы — с 30 декабря по 10 января, весенние в продолжение шести дней». А государственным праздником, Днем знаний, 1 сентября объявили в 1984 году. Именно тогда вышел соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР № 373-11.
Одно на всехДля того, чтобы девочки могли радоваться Дню знаний наравне с мальчиками, понадобилось не меньше времени, чем на упорядочение начала учебного года.
Официально, то есть по инициативе власти, получать образование девочки в России начали при всё том же Петре I. В 1724 году он издал указ, предписывавший монахиням воспитывать сирот и обучать их грамоте. А девочек — ещё и шитью и прочему рукоделию в обязательном порядке.
Через 30 лет по указу государыни Елизаветы Петровны в Империи появились специальные образовательные для девочек — узкоспециализированные (акушерские) и частные пансионы, где молодых барышень воспитывали в рамках существовавших тогда правил светского этикета.
Огромным прорывом в женском образовании в России историки считают появление Смольного института. «Воспитательное общество благородных девиц» открылось по указу Екатерины II 5 мая 1764 года, и туда сразу же поступило 200 воспитанниц. А 13 января 1765 года при Смольном открыли училище для 240 юных девушек «мещанского звания». Позже появились и народные училища, куда формально принимали учащихся «обоего пола». Однако, несмотря на все эти успехи, обучение девочек в публичных школах все еще считалось непристойным.
С воцарением на российском престоле императора Павла I, дела Смольного института были переданы только что созданному Ведомству учреждений императрицы Марии. Супруга императора Мария Федоровна, таким образом, продолжила развивать женское образование в России, активно создавая хорошо известные нам по литературным произведениям «Институты благородных девиц» (другое название — «Закрытые женские курсы»). Всего в XIX веке было открыто порядка 30 таких институтов. А в 1858 году в Петербурге появилось первое в Российской империи женское среднее учебное заведение — Мариинское женское училище. В последующие годы подобные училища создавались во многих городах Империи, рассчитаны они были на девушек из небогатых семей всех сословий, не плативших налоги.
Радикальные постреволюционные преобразования предусматривали, в том числе, и предоставление равных прав мужчинам и женщинам. В 1920-е годы отделы при ЦК по работе среди женщин практически полностью реализовали право женщин на образование, также прекратила существование система раздельного обучения в школах.
Евгения ПРИЙМАК
Фото Архив КТ
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 543 от 30 августа 2019 года
Последние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований