НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ
(посвящается Году педагога и наставника) Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) – российский ученый-педагог, родоначальник отечественной научной педагогики и народной школы.
(посвящается Году педагога и наставника)
Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1871) – российский ученый-педагог, родоначальник отечественной научной педагогики и народной школы. Идеи Ушинского имеют высокую педагогическую ценность и актуальны в современной образовательной практике. Ведущей идеей его педагогической системы является принцип народности (признание и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его культурного и национального контекста, обучение детей на родном языке, используя фольклор).
К.Д. Ушинский внес особый вклад в развитие отечественной педагогики , заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки. Великий педагог считал, что каждая школа, и каждый учитель выполняет одну из двух функций – либо готовит счастье свое родине, либо несчастье.
Автор многочисленных трудов в области обучения и воспитания: книга «Детский мир. Хрестоматия» (1869), учебная книга «Родное слово» (1864); «Человек как предмет воспитания» (1868), «Дневник учителя» (1904); и др. До сегодняшнего дня принципы и идеи из его работ приводятся в качестве цитат в научных исследованиях.
Вклад выдающегося педагога в развитие российской и мировой педагогики огромный и бесценный, это подтверждается востребованностью его идей в современной теории и практике образования. Он всю свою жизнь стремился к тому, чтобы образование мог получить любой желающий, а не только избранные слои населения. Это его стремление дало свои плоды, следующие воспитательные системы базировались именно на фундаментальных трудах К. Ушинского. Память о великом педагоге живет в нескольких десятках учебных заведений его имени, улицах российских городов и библиотеках.
В связи с этим 75-летнюю годовщину его смерти в СССР отмечали серией памятных мероприятий, направленных на возрождение концепции всеобщего обучения. Одним из них и стало учреждение ведомственной медали.
Для подтверждения общественного признания заслуг специалистов и ученых в области педагогических наук 25 мая 1946 года Постановлением Совета Министров РСФСР была учреждена медаль К.Д. Ушинского – ведомственная награда Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, высокая государственная награда, которой отмечают особо отличившихся учителей и деятелей в области педагогических наук, за успешное разрешение вопросов теории и истории педагогики, психологии, дефектологии, школьной гигиены, за создание образцовых учебников.
Медалью награждаются педагогические работники за «значительный вклад в разработку вопросов теории и истории педагогических наук, в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности; в разработку учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов». К награждению представляются лица, имеющие стаж работы в области педагогических наук не менее 20 лет и не менее 5 лет работы в организации, представляющей их к награждению.
Среди награждённых медалью К.Д. Ушинского: А.Г. Асмолов, специалист в области общей психологии, психологии личности, исторической психологии и педагогики; М.В. Богуславский, специалист по теории и истории образования; В.М. Брадис, автор учебного пособия по математике «Таблицы четырёхзначных логарифмов и натуральных тригонометрических величин»; А.В. Пёрышкин, автор популярного учебника по физике для средней школы; В.А. Садовничий, ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и др.
Среди крымских татар обладателем почетной награды является кандидат педагогических наук, доцент, педагог-наставник Леннара Умеровна Алимова. В 1983 году за издание учебного пособия «Эстетическое воспитание учащихся начальных классов» автор была удостоена медали им. К.Д. Ушинского и премии, которая была передана с целью благотворительного пожертвования детскому дому (г.Ташкент).
Автор более 70 научных и научно-методических работ, в том числе, монографий «Эстетическое воспитание школьников» (1991) и «Национальные и общечеловеческие ценности в воспитании школьников» (1998).
Зарединова Э.Р.,
научный сотрудник КМКИН
Последние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку