НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ (посвящается 70-летию со дня рождения ученого, педагога-наставника)
Хайруддинов Мухиддин Айиддинович (16 марта 1953 – 30 сентября 2021) – доктор педагогических наук, профессор, академик Международной славянской академии образования им.
Хайруддинов Мухиддин Айиддинович (16 марта 1953 – 30 сентября 2021) – доктор педагогических наук, профессор, академик Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского, заведующий кафедрой инклюзивной педагогики и андрагогики Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.
В 1970 году окончил среднюю школу № 14 имени М.В. Ломоносова (Кургантепинский район Андижанской области, Узбекистан). Высшее образование получил в Ферганском государственном педагогическом институте, обучался на историческом факультете, который закончил с отличием (1978).
В 1979–1992 гг. работал преподавателем Ферганского государственного педагогического университета им. М. Улугбека, заведовал кафедрой теории и истории педагогики.
Учился в аспирантуре, по завершении которой защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме «Развитие взаимосвязи школы и профтехучилища в подготовке учащейся молодежи к труду в сфере материального производства (на материале УзССР)» (Москва, 1985).
С переездом в Крым педагогическая деятельность была продолжена в должности доцента кафедры педагогики и психологии Крымского республиканского института повышения квалификации и переподготовки кадров образования (1992).
Стоял у истоков создания Крымского государственного индустриально-педагогического института. С 1992 года заведовал кафедрой педагогики и занимал должность декана педагогического факультета, 1994-2005 гг. – проректор по научной работе, проректор по учебной работе.
Инициировал создание Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маарифчи» (1996) и Крымского отделения Всеукраинского общества историков педагогики (2001).
Сфера научных интересов: теория и история педагогики, научно-педагогические основы исламского воспитания, вопросы народного образования, проблемы профориентации молодежи, этнопедагогика и народоведение, поликультурное образование, культура межнационального и межконфессионального общения, профессиональное образование и андрагогика.
Среди многочисленных исследований ученого необходимо выделить фундаментальное исследование, в котором обращено внимание на народную педагогику крымских татар, развитие и укрепление этнопедагогики крымскотатарского народа как одной из составных частей этнопедагогической науки. Ретроспективный анализ педагогического наследия крымскотатарского народа ХІІІ–ХХ веков позволил исследователю определить этапы, источники и тенденции его развития и на этой основе разработать пути актуализации этнопедагогики в современной системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Ученым разработаны теоретические и методологические основы этнопедагогики крымскотатарского народа, определена структура этнопедагогики, ее связи со смежными науками, уточнен понятийный аппарат, раскрыты роль и место этнопедагогических традиций крымских татар в сохранении и развитии их как этноса, сущность и особенности взаимодействия морально-религиозной культуры и крымскотатарской народной педагогики как фактора формирования современных этнопедагогических концепций, выявлены и охарактеризованы содержание, методы, формы и средства народного воспитания и т.д.
В конце 2002 г. была издана его монография «Этнопедагогика крымскотатарского народа», ставшая итогом многолетних исследований и основой докторской диссертации.
11 декабря 2003 года в Институте педагогики Академии педагогических наук Украины (г. Киев) состоялась защита докторской диссертации на тему «Становление и тенденции развития этнопедагогики крымскотатарского народа».
Избран академиком (действительный член) Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского (2005).
2005–2007 гг. – профессор кафедры педагогики Таврического национального университета имени В.И. Вернадского.
2007–2021 гг. – заведующий кафедрой инклюзивной педагогики и андрагогики Крымского республиканского института последипломного педагогического образования.
В Николаевском национальном университете им. В.А. Сухомлинского Мухиддин Айиддинович возглавлял кафедру педагогики и общей психологии и одновременно был председателем специализированного совета по защите кандидатских диссертаций по педагогике (специальность 13.00.01 – теория и история педагогики) (2016–2018).
Педагог-практик с многолетним опытом работы, профессионально занимался научно-педагогической, просветительской деятельностью. Большое внимание педагог уделял повышению квалификации учителей крымских школ.
В его научных трудах подробно освещены проблемы обучения на родных языках (Учебно-воспитательный процесс в педвузе и национальной школе. – Симферополь, 2000. – 256 с.).
Автор Концепции образования на крымскотатарском языке в Автономной Республике Крым (1996, 2006), утвержд. Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым 20.10.2010. № 1915/10.
Им была написана книга для чтения в 2-х частях «Мудрость веков», в которой раскрывается традиционное мусульманское воспитание, представления народа в области воспитания и народная педагогическая мудрость, (1996-2000). Издание посвящено 500-летию одного из первых высших учебных заведений Крыма Зынджырлы медресе и светлой памяти дедушки Дервиша Мурадасыл огълу, выпускника этого храма науки и образования.
Является исследователем отрасли педагогической науки – этнопедагогики. По праву считается основателем крымскотатарской этнопедагогики. Благодаря инициативе и усилиям М.А. Хайруддинова, с целью подготовки национальных научно-педагогических кадров для обучения в аспирантуре АПН Украины были отправлены лучшие выпускники и преподаватели КГИПИ – Асманов А.Р., Мустафаева З.И., Абибуллаева Э.Э., Зарединова Э.Р., Муртазаева Э.М., Анафиева Э.Р., Бекирова А.Р., Асанова З.Р.
Под его научным руководством защищены 2 кандидатские диссертации – Асанова З.Р. (Киев, 2012), Асманов А.Р. (Николаев, 2018). Имеет многочисленный опыт выступлений в качестве эксперта и оппонента оценки научных диссертаций по педагогике.
Организатор научно-практических конференций, семинаров и круглых столов (Исмаил Гаспринский – просветитель народов Востока (2001), Поликультурное образование и национальная школа (2004) и др.).
Научно-педагогическое наследие. Им опубликованы более 170 научных работ, в том числе учебные пособия и монографии, четыре из которых изданы под грифом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины и Министерства образования, науки и молодежи Крыма.
Мухиддин Айиддинович является автором учебного пособия и программы курса для старшеклассников средних общеобразовательных школ АРК «Основы исламской культуры Крыма» (2012).
Награжден знаком «Відмінник освіти України» (2003), почетным званием «Заслуженный работник образования Автономной Республики Крым» (2003). За работы в области крымскотатарской этнопедагогики награжден почетным знаком и грамотой Президиума НАН Украины (№ 63 от 23.02.2001 г.).
Основные труды:
1. Использование педагогических идей учителей-новаторов в школьной практике (1988).
2. Взаимосвязь обучения и воспитания в узбекской школе (1990).
3. Мудрость веков: Книга для чтения по крымскотатарской этнопедагогике. Книга 1 (1996).
3. Самостоятельная работа студентов по педагогическим дисциплинам (1998) в соавторстве.
4. Мудрость веков (Традиционное крымскотатарское воспитание). Книга 2. (2000).
5. Школа ума и сердца (2000).
6. Учебно-воспитательный процесс в педвузе и национальной школе (2000).
7. Этикет крымских татар. Эдепнаме (2001).
8. Этнопедагогика крымскотатарского народа: Монография (2002).
9. Современные образовательные технологии (2003) в соавторстве
10. Инновационные технологии в образовании: Монография (2010).
11. Основы исламской культуры Крыма. Учебное пособие (2012).
12. Методология этнопедагогического исследования: Монография (2017).
Идеи, научные и методические труды М.А. Хайруддинова внесли вклад в историю и современное состояние национального образования, являются народным достоянием, носят этнопедагогический характер: «Мудрость веков», «Этикет крымских татар», «Этнопедагогика крымскотатарского народа» и др., в них четко сформулирована миссия педагога – он должен быть патриотом родного языка и родной культуры. Истоки народной системы воспитания кроются прежде всего в национальных культурно-психологических особенностях этноса. Лучшим выражением народности являются родной язык, народное творчество, родная история, география Родины – все это в совокупности обеспечивает народность воспитания.
Был сторонником и пропагандировал философское и педагогическое наследие И. Гаспринского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, А.Э. Измайлова, Г.Н. Волкова, М.Г. Стельмаховича и утверждал, что национальная система воспитания существовала во все времена как явление и рассматривалась как важнейшее условие нравственного и духовного развития личности.
Особое место в системе педагогических взглядов М.А. Хайруддинова занимает педагогическое наследие и прогрессивные идеи Исмаилова Гаспринского, создателя новой концепции образования. Именно в радикальной модернизации образования, в обновлении состава и направленности учебных программ он видел наиболее действенное средство культурной трансформации. В этом смысле ученый выделил ценность и значимость культурно-просветительской и педагогической деятельности И. Гаспринского для всех тюркских народов и крымскотатарского народа, в частности, подчеркивая его модернизм и устремленность в будущее.
Научный сотрудник ГБУ РК КМКИН
Зарединова Э.
Последние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований