«У нас новые перспективы»: директор галереи Айвазовского в Феодосии о планах по созданию музейного квартала

Галерея Ивана Айвазовского в Феодосии — самое крупное собрание его картин в мире.

Галерея Ивана Айвазовского в Феодосии — самое крупное собрание его картин в мире. RT встретился с директором музея Татьяной Гайдук и узнал, с какими проблемами пришлось столкнуться в украинский период, чем галерея живёт сейчас и как местные власти собираются сделать самый крупный музейный квартал на юге России. © RT

— Татьяна Викторовна, Айвазовский — это мировой бренд, а собрание музея — жемчужина не только российского, но и мирового уровня. С момента основания галерея имеет уже четвертую юрисдикцию: Российская Империя, СССР, Украина, Российская Федерация. Но завещание есть завещание. Картины Айвазовского остаются в Феодосии. Что изменилось за это время?

— Если позволите, о Российской Империи я умолчу, я ещё молода и хороша собой, чтобы это всё помнить (смеётся) . Айвазовский завещал свою галерею городу. В то время это был замок площадью 260 квадратных метров, в котором хранились 49 его работ. Он открыл эту галерею в 1880-м году. Даже такие крупные музеи, как Русский музей, Третьяковская галерея, в качестве публичных открылись много позже, чем галерея в Феодосии. Не было ещё частных публичных музеев. В то время в России было два государственных публичных музея: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. Но это были столицы. А вот частных публичных музеев не было. И в таком виде он существовал до 1922 года. В 1922-м галерея вошла в сеть государственных музеев и существовала как Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского.

Она пережила эвакуацию, коллекция была полностью спасена в годы Великой Отечественной войны. Потом было страшное безвременье в 90-е… И настал наш украинский период. Это не меньшее безвременье. Хотя в украинский период мы были Национальной картинной галереей имени Айвазовского. Тем самым мы повысили свой статус, на самом деле. И, кроме того, мы всегда были даже не островком, а большим островом, большой территорией русской культуры. На Айвазовского обращали внимание, потому что это такая величина, на которую не обратить внимание невозможно.

Также по теме Главгосэкспертиза одобрила реконструкцию галереи имени Айвазовского в Феодосии Крымский филиал Главгосэкспертизы России одобрил реконструкцию Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского, сообщает РИА...

— Вопрос о национальном языке, который так болезненно воспринимался на Украине, как-то отражался на работе музея?

— Нас толкали делопроизводство вести на украинском. Но весь Крым, не только мы, сопротивлялся. И уже в начале 2014 года я поняла, что сопротивляться дальше невозможно. Я решила начать с этикетажа, чтобы была эта «державна мова», государственный язык. У нас уже были набраны этикетки, трехъязычные: русский, английский и украинский, но мы ещё не передали их в печать. А тут события марта 14-го года — и не пришлось этого делать.

— Как проходил момент перехода под российскую юрисдикцию? Для Крыма в целом, для музея в частности?

— Знаете, для Крыма это особое время. Хоть уже прошло столько лет, всё равно это особое время. Как это отразилось на нас? Практически не отразилось. Коллектив у нас очень сплочённый, остался в том же составе. Из числа наших приобретений: мы попали под Федеральную целевую программу. В этой программе 40 памятников. Наши оба здания — это памятники.

Главное здание — памятник федерального значения, а второе — республиканского. Мы попали в финансирование на капитальный ремонт. Всё это время ведётся проектная работа, идёт экспертиза. У нас готово технико-экономическое обоснование. По нему определена сумма, которая будет внесена в бюджет — 800 млн рублей на реставрацию.

Сейчас ведутся торги по определению подрядчика на проектно-сметную документацию ремонтно-восстановительных работ. Думаю, что с конца следующего года начнутся строительно-монтажные работы.

— Музей будет закрываться на время реставрации?

— Нет, музей не закроется. У нас уже есть опыт: в украинский период мы слегка ремонтировались и продолжали принимать посетителей. Сейчас у нас закрыт главный выставочный зал, где Айвазовский и открыл свою картинную галерею, и ряд помещений первого этажа.

— Почему?

— Потому что они непригодны сейчас ни для чего. Сейчас галерея имеет два лица. Одно лицо — открытое публике. Это те помещения, где мы можем хранить и экспонировать картины. А второе — помещения, которые выглядят очень плохо и которые с нетерпением ждут капитального ремонта. На первом этапе будет построено здание фондохранилища. Туда мы эвакуируем всю коллекцию второго нашего здания.

— Сколько картин Айвазовского сейчас хранится в музее?

Также по теме Россияне назвали свои самые любимые музеи Россияне рассказали о своих самых любимых музеях, сообщает Inforeactor со ссылкой на опрос, проведённый сервисом Tvil.ru.

— Кисти Айвазовского — 416 работ. Это его самая крупная в мире коллекция. А всего фонды галереи насчитывают около 11 тыс. единиц хранения. Это ещё и самая крупная в мире коллекция работ Богаевского, Латри, Волошина. Несмотря на то, что есть дом-музей, в нашей коллекции Волошин-художник представлен намного лучше.

— Как это получилось?

— Дело в том, что уже после смерти Айвазовского Волошин принимал участие в выставках и сам дарил галерее свои работы. Потом, в 60-х годах, уже вдова художника — Мария Степановна Волошина — очень дружила с руководством нашего музея. Это была стратегическая дружба. Музеи так часто дружат. Она была очень интересным человеком, подготовила выставку, пригласила наших дам и сказала: «Выберите всё, что хотите для галереи». И галерея закупила работы Волошина очень дешево: по пять рублей, по три рубля — такая была цена. Остальное поступило в Дом Волошина, а мы имели возможность выбрать.

Кроме того, у нас коллекция русской живописи 19-го века, 20-го. Довольно полное собрание русской маринистической живописи, которое характеризует все этапы её развития и главных авторов. И после капитального ремонта мы рассчитываем значительно увеличить нашу экспозиционную площадь.

Но наши планы развития связаны с ещё одним очень важным фактом. Дело в том, что Айвазовский был не только всемирно известным художником. Он был ещё и самым крупным землевладельцем Крыма. И одним из самых крупных землевладельцев юга России, пахотные земли, сады. Ему принадлежало почти 13 тыс. десятин орошаемых крымских чернозёмов. Это были земли очень плодородные. Уже в 19-м веке он на них выращивал, в том числе, пшеницу твёрдых сортов, которую итальянцы покупали.

А первый участок он купил в 1846-м году на берегу моря. И на нём сейчас и стоит наша картинная галерея. Этот участок земли намного больше, чем наша территория. В послевоенное время на нём расположился военный городок, который сейчас практически необитаем.

Давным-давно мы начали переписку, ещё в украинский период. И этот вопрос не решался. Но он оказался по плечу главе республики, который совсем недавно получил эти земли от военного ведомства. И теперь у нас новые перспективы.

— Земли передали вам?

— Пока их передали республике. Под эти земли нужно новое финансирование. Наш крымский министр культуры активно лоббирует этот вопрос. Недавно прошло заседание Попечительского совета под председательством Мединского. Перед ним в очередной раз был поставлен этот вопрос о том, чтобы мы получили финансирование, освоили это пространство и сделали музейный квартал, самый крупный на юге России. Многие прекрасные художники нашей коллекции смогут выйти из тени. Сейчас Айвазовский затмевает всех. Он, бесспорно, «золотой век» русского искусства. Но у нас представлен и прекрасный «серебряный».

— На окне галереи висит объявление о концерте музыкантов из Австралии. Часто бывают иностранцы?

— Сейчас пока нет. Это прилетели потомки Айвазовского. Они живут в Австралии. Прапраправнучка Джорджия Ло играет на арфе. И впервые за 120 лет мы возобновили традицию семейных музыкальных вечером в доме Айвазовского. Сам он, кстати, прекрасно играл на скрипке.

В доме огромное количество всяческих традиций, мы их поддерживаем, стараемся развивать. Например, проходит уже третий бал Айвазовского. И, если первые два года этот бал был исключительно крымским, а чтобы принять участие в нём нужно быть школьником выпускного класса и написать эссе на заданную тему. В этом году у нас две девушки из Брянска, одна из Сиднея, одна из Мельбурна. 28 победителей. Девушка-победительница получает молодого человека, который профессионально танцует. А юноша победитель — партнёршу. Первый раз они встречаются на балу.

— Украинская сторона не требовала отдать картины?

— Нет. Но перед референдумом и сразу после у меня было огромное количество звонков примерно такого характера: «Скажите, пожалуйста, в юрисдикции какого государства вы находитесь?» Я говорю: «В юрисдикции Российской Федерации». — «Как? Вы украинская национальная картинная галерея». Я говорю: «Назовите мне хоть один музей, который, находясь на иностранной территории, был бы вдруг в юрисдикции другого государства. У нас нет своего отдельного глобуса». Далее разговор переходил в геополитику. И третья стадия — это были угрозы: «Мы знаем, что вы овдовели и одна воспитываете дочь, она школьница. Вы так смело с нами не разговаривайте, нехорошо». Ну, ничего, это прошло. Угрожали, но никто не приезжал. Но времена были крайне неприятные. Когда парламент украинский заседает, и вдруг кто-то встаёт и говорит: «Вот, пока мы тут с вами заседаем, Москва вывозит наши работы Айвазовского из Феодосии». Никто никуда ничего не вывозил, но это подогревало страсти.

— В галерее была специально выделенная охрана?

— Нет. В городе был порядок, беспорядков не было. Не было никакого опасения. Сложнее было, когда Украина нас лишила электроснабжения. Это же не только свет в залах. Это и отопление, поддержание температуры и влажности, это и охрана. Мы не могли сдать на охрану. Дежурили порой до полуночи. Ведь электричество должно было быть одновременно и у нас, и на пульте охраны, и у провайдера. А шли веерные отключения. У одних есть свет, у других — нет. И ждали, пока на всех трёх точках появится электричество. Тогда усиливали охрану.

И вот, мы сидим и думаем, что же делать? И тогда у меня было новое впечатление от того, что живешь в большом государстве. Сижу я в кабинете, идёт совещание. Вдруг заходят мужчины в казачьей форме и говорят: «Кто директор?» — «Я». — «Мы вам из Краснодара генератор привезли. Распишитесь». Я расписались, поставили нам его, просто так, и уехали. Я до сих пор вспоминаю, как это было трогательно.

Источник: https://russian.rt.com

Последние новости

Крыммедстрах: Лечение сахарного диабета по полису ОМС

Как медицинская страховка помогает пациентам с диабетом в Крыму

Суд поддержал организацию инвалидов в Волгограде

Верховный суд РФ подтвердил законность льготы на аренду для некоммерческой организации.

Права жителей Крайнего Севера на получение средней зарплаты будут защищены

Конституционный суд России признал нормы Трудового кодекса неконституционными.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы найдете свежие и актуальные новости в Екатеринбурге, охватывающие все важные события в городе

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *