«Севинформбюро» подводит итоги масштабного строительства в Севастополе за 2022 год
Как передает НТС, «Севинформбюро» подводит итоги 2022 года. Мы продолжаем следить за развитием самых важных для Севастополя тем, в том числе за масштабным строительством, которое развернулось в нашем городе.
Как передает НТС, «Севинформбюро» подводит итоги 2022 года. Мы продолжаем следить за развитием самых важных для Севастополя тем, в том числе за масштабным строительством, которое развернулось в нашем городе. Этому и будет посвящён сегодняшний выпуск.
Начнём с объекта, точнее объектов, которые уже не первый год вызывают множество вопросов и споров среди жителей нашего города – так называемого культурного кластера на мысе Хрустальном. В начале 2022-го у общественников и севастопольцев выросли опасения в том, что в таком знаковом месте помимо культурных объектов «вырастут» ещё и многоэтажки. Напомним, об одной высотке, которую власти представили общественности в качестве общежития для работников кластера, известно давно. Её, по сути, и начали возводить первой в рамках масштабного проекта.
Однако в феврале 2022-го появилась информация, что таких домов здесь вполне может быть два. Это стало ясно из актуализированной версии Схемы теплоснабжения Севастополя на период до 2036 года, опубликованной на сайте Правительства. В документе, кроме уже практически возведённого дома на 238 квартир по улице Капитанской, отмечена ещё одна жилая застройка на 343 квартиры.
При этом в очередном официальном ответе на запросы журналистов Севгосстройнадзор сообщает, что, цитата: «Объект не является зданием общежития для сотрудников кластера». Надежду на то, что возводимое жильё не станет элитными апартаментами для не менее «элитных» гостей, дают лишь данные о том, что документацией предусмотрено строительство 12-эхтажного дома некоммерческого назначения. Тем не менее, до сих пор неясно, кто будет здесь жить, а также принципы распределения квартир.
В конце февраля 2022-го местные власти утвердили концепцию облика будущего мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941-1942 гг.» , который также планируют возвести на мысе Хрустальном. Победителем конкурса проектов, предложившим, по мнению жюри, самую «сильную идеологическую составляющую», стало архитектурное бюро «Остоженка».
Утверждённая концепция предполагает возведение 6-метрового искусственного зелёного холма, на котором установят каменный бельведер с колоннадой, поддерживающей кессонную конструкцию. Внутри бельведера планируют разместить масштабную инсталляцию. Сам же холм должен вместить в себя различные выставочные залы, кинозал и аудитории.
НИКОЛАЙ ГОРДЮШИН , исполняющий обязанности заместителя губернатора Севастополя: «Дальше у нас процедура проектно-изыскательских работ. Мы выберем генерального проектировщика, которого обяжем по условиям договора реализовать концепцию победителя. Мы начнём собственно процедуру в ближайшее время. Проектные процедуры занимают примерно полгода на такие объекты. Дальше этап строительно-монтажных работ».
Согласно плану, ещё не начатое строительство мемориального комплекса, ради которого, кстати, и затевалось создание масштабного парка на мысе Хрустальном, должно завершиться до конца 2024 года. Стоимость его воплощения в феврале оценивалась примерно 1 млрд 600 млн рублей.
Кроме возведения самого мемориального комплекса власти планируют реконструкцию трёх улиц, которые из небольших проездов должны превратиться в важные автомобильные артерии, ведущие к культурному кластеру . Речь идёт об улицах Катерной, Амурской и Капитанской. При этом последняя попадает под реконструкцию раньше других. Постановление, дающее фактический старт началу работ, было принято на заседании севастопольского Правительства в конце августа.
ПАВЕЛ ИЕНО , директор Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Правительства Севастополя: «Проект постановления принимается с целью начала безусловной реализации объекта – реконструкция улицы Капитанская в рамках реализации мероприятия по созданию «Парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941–1942 гг.» на мысе Хрустальном с набережной Артиллерийской бухты в городе Севастополе в 2022 году. По результатам прохождения государственной экспертизы стоимость объекта увеличена 0,7 млрд руб., и составляет 2,1 млрд руб».
Согласно планам городских властей, завершить реконструкцию улицы Капитанской должны в 2025-2026 годах. Буквально через неделю после подписания вышеуказанного постановления чиновники определились и с подрядчиком для этих работ. Им стала краснодарская компания «Веста», которая уже оставила свой след в Севастополе на улице Горпищенко и путепровое в районе посёлка ГРЭС в Инкермане. При этом, как стало известно в октябре, для реконструкции Капитанской властям необходимо изъять 10 земельных участков и 4 объекта недвижимости.
АЛЕКСАНДР КСЕНОФОНТОВ, директор Департамента по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя: «Общая площадь земельных участков составит 4027 квадратных метров. Ориентировочная кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости на них, именно четырёх объектов, составит порядка 20 млн 30 тысяч 670 рублей 78 копеек».
Однако при возведении кластера Севастополь столкнулся не только с сомнительным сносом деревьев, но и с очередными непредвиденными расходами. В самом конце 2022 года одному из горожан удалось добиться в суде компенсации в размере 23 миллионов рублей за изъятый в районе мыса Хрустального участок . 1080 квадратных метров по адресу улица Капитанская, 12, потребовавшийся для строительства культурных учреждений, власти города оценили в 4,5 миллиона рублей. Однако владелец с данной суммой не согласился, ведь, по независимой оценке, стоимость земли составила 23 миллиона 849 тысяч рублей. Спор по этому вопросу рассмотрели в суде. В итоге, согласно решению, владелец получит за свой участок 23 миллиона 100 тысяч рублей. А в городском Правительстве уже приняли постановление об очередном перераспределении средств.
Не стоит забывать, что создание культурного кластера на мысе Хрустальном ведётся фактически на руинах старинных севастопольских построек . С этим и был связан очередной скандал, разразившийся в мае 2022 года. На пресс-конференции протоиерей Сергий Халюта сообщил, что Управление охраны объектов культурного наследия Севастополя ещё в 2019-м предоставило благочинию информацию, что церковных сооружений на территории стройплощадки обнаружено не было. Однако на этом месте в октябре 1913 года был заложен храм Святого Иоанна Воина, который был разрушен в годы Великой Отечественной войны. К слову, это последнее дореволюционное здание, возведённое в Севастополе. Предположительно его остатки нашли археологи во время обследования территории, прилегающей к ОКН «Форт Меньшиков», в связи с чем благочиние и обратилось в Севнаследие, чтобы взять объект на баланс.
Протоиерей СЕРГИЙ ХАЛЮТА, благочинный Севастопольского округа: «После нашего обращения в мае месяце губернатор Севастополя и Севнаследие ответили, что в данном месте не сохранились руины храма, не сохранилось остатков храма. Не сохранилось ничего, что бы связывало это место с храмом праведного Иоанна Воина. Совсем недавно мы увидели в прессе, в том числе на сайте Форпост и других СМИ, фотографии остатков и руин храма, т.е. фундамент и чётко выраженный контур храма. К сожалению, в 2019 году, когда нас ввели в заблуждение и сообщили, что не осталось ни руин, ни упоминаний, ничего – официальное письмо из Севнаследия – к сожалению, из-за этого заблуждения мы два года не делали никаких шагов».
В свою очередь, в Севнаследии заявили, что остатки храма обнаружили на мысе Хрустальном только осенью 2021 года. По данным ведомства, во время археологической разведки, проходившей с 2019-го по середину 2021-го, «остатки церковного сооружения не были выявлены». Как утверждают в Севнаследии, они были обнаружены, а затем включены «в качестве внутрикомплексного объекта в состав выявленного объекта культурного наследия «Форт Меншикова» с системой внутрикомплексных объектов» только в октябре 2021 года.
А в начале июня подрядчик объектов культурного кластера сообщил, что из всех найденных элементов храма «в живых» оставят только фундамент апсиды и одну из лестниц. Остальные лестницы, фундамент и части стен рабочие к тому моменту уже уничтожили. По мнению приглашённого застройщиком археолога Артёма Кречина, в их сохранении не было практического смысла, а восстановление храма на прежнем месте невозможно.
АРТЁМ КРЕЧИН, заместитель директора ООО «Археология Крыма»: «Собственно говоря, в апреле этого года мы приступили к раскопкам данного объекта – церковь, с прилегающими к нему объектами: лестница и мостовая. Часть элементов, которые были в плохой сохранности – мы их демонтировали, чтобы исследовать площадь под ними. Как бы разрушено это всё было давно, мной это было, так сказать, до исследовано с полным изъятием археологических объектов».
Когда об обнаружении остатков храма стало известно, благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта заявил, что Русская православная церковь попытается восстановить религиозное сооружение. Однако на этот счёт мнения застройщика и приглашённого им археолога разошлись.
СЕРГЕЙ ВОЛКОВ, советник президента фонда «Национальное культурное наследие»: «Я видел одно из проектных решений. Всё это вписано, красиво. Даже будет здесь, планируется пока в том варианте, который я видел – и макет этого храма, и это всё сохранено, и то будет вписано. Всё будет вписано. Никто ничего не тронет, о чём вы говорите».
АРТЁМ КРЕЧИН, заместитель директора ООО «Археология Крыма»: «Я вам могу сказать более, что на этом месте восстановить храм не получится. Во-первых, это будет опасно, потому что это известняковые блоки на известняковом растворе, который давно растрескался. Тоже самое было и с северной стеной, с фундаментом северной стены – она была частично разрушена. И строить какое-то современное здание, даже реплику на фундаментах ХХ века – это максимально странно».
В августе стройплощадку культурного кластера в очередной раз посетил заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин . Кроме уже упомянутой многоэтажки, активные работы ведутся по возведению Академии хореографии, Театра оперы и балета, а также Художественного музея.
«Завершение строительно-монтажных работ по культурно-образовательному кластеру в Севастополе намечено на декабрь 2023 года. Сейчас стоит задача решить вопрос по согласованию окончательной сметы в связи с заменой части импортных стройматериалов на отечественные, и необходимо будет наращивать темпы строительства», – цитировала тогда слова Марата Хуснуллина пресс-служба Правительства Севастополя.Вдобавок, строящийся культурный кластер на мысе Хрустальном освободили от имущественного налога . Соответствующий законопроект приняли в двух чтениях депутаты Законодательного собрания Севастополя на заседании в конце сентября.
АЛЕКСЕЙ ПЛОТНИКОВ, исполняющий обязанности директора Департамента финансов Правительства Севастополя: «Данная льгота устанавливается на ограниченный период. Это не более трёх лет и не распространяется на многоквартирные дома и общежития. Кроме Севастополя, аналогичный культурно-образовательный и музейный комплекс создаются в таких городах, как Калининград, Кемерово и Владивосток. В данных регионах уже приняты или подготовлены законопроекты о представлении соответствующих налоговых льгот. По информации застройщика, Фонда проектов социально-культурного назначения, первый объект комплекса – Хореографическая академия на 250 мест будет построена к концу текущего года. После сдачи в эксплуатацию объекты будут переданы в федеральное ведение и их содержание будет финансироваться из федерального бюджета».
Не меньше вопросов у севастопольской общественности остаётся и по созданию историко-археологического парка на территории Южного пригорода Херсонеса Таврического. Так, в самом начале 2022-го стало известно, что о масштабном строительстве ни в Министерстве иностранных дел, ни в Министерстве культуры России ничего не знают . Как сказано в ответе Комиссии по делам ЮНЕСКО при отечественном МИДе, полученном депутатом Законодательного собрания Севастополя Вячеславом Гореловым , материалы о планируемом возведении археологического парка в ведомство не поступали. Соответственно, на январь 2022-го никаких согласований на строительство массы крупных объектов Комиссия по делам ЮНЕСКО не давала.
ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ, депутат Законодательного собрания Севастополя: «Оказывается, что Комиссия по делам ЮНЕСКО о проекте историко-археологического парка ничего не знает, документов таких нет. А нужно сказать, что эта Комиссия выполняет очень важную роль посредника между Министерством культуры и Центром всемирного наследия. То есть, это организация, которая интегрирует некоторые документы, проверяет их, а уже потом отправляет в Центр всемирного наследия».
Не было на тот момент в Минкульте и материалов о том, как строительство парка с крупными музеями и филиалом «Артека» повлияет на уникальную ценность объекта ЮНЕСКО «Херсонес Таврический».
Оказалось, что эта документация, в которой будет дана оценка влияния ударной стройки на объект Всемирного наследия, на момент февраля 2022-го только разрабатывалась. Это стало известно из ответа, данного вице-губернатором Николаем Гордюшиным на запросы депутата Вячеслава Горелова и Аппарата полпредства Президента в Южном федеральном округе. И это при том, что строительные работы на остатках древнего города шли уже почти полгода. В том же ответе было отмечено, что заказчик строительства археологического парка получил «предостережение о недопустимости нарушений требований законодательства о государственной охране объектов культурного наследия» и требование провести оценку влияния на объект ЮНЕСКО. Тем не менее, с необходимой документацией не спешили, зато строители активно заливали железобетонные конструкции.
Между тем уже 27 января Правительство Севастополя утвердило проект планировки и межевания территории «Нового Херсонеса» . Согласно докладу директора Департамента архитектуры и градостроительства Максима Жукалова , начать строительство решили вовсе не с музеев.
МАКСИМ ЖУКАЛОВ, директор Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя: «Первый этап включает в себя размещение детского художественно-эстетического центра. Полный комплекс работ по размещению следующих объектов: филиала международного детского центра «Артек», контрольно-пропускного пункта, подъездной дороги и котельной».
Второй этап – строительство Международного археологического центра и Музея античности и Византии. Наравне с ними планируется создание подземного паркинга и очередного КПП. На третьем этапе строители займутся музеем истории Крыма, кварталом-реконструкцией древнего города, ремесленными мастерскими, сувенирными лавками и мини-музеем.
МАКСИМ ЖУКАЛОВ, директор Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя: «На четвёртом этапе предполагается размещение объекта «Музея Христианства» и двух корпусов туристического центра. На пятом этапе осуществление работ по примыканию планируемой дорожной сети к существующей городской улично-дорожной сети. Также в рамках каждого этапа предполагается размещение объектов благоустройства, инженерных сетей и сооружений, подпорных стен, технологическое присоединение к сетям ресурсоснабжающих организаций».
Проезжую часть в районе «Нового Херсонеса» тогда же решили расширить за счёт изъятия нескольких участков. Чиновники заверили, многоквартирные жилые дома под этим мероприятия не попадут. А вот с программой по сохранению 12-й и 13-й береговых батарей решили не спешить.
МАКСИМ ЖУКАЛОВ, директор Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя: «Она будет определена в дальнейшем по результатам проектирования».
Ударные темпы стройки на территории Южного пригорода Херсонеса губернатор Михаил Развожаев вместе с заместителем министра обороны России Тимуром Ивановым оценили 15 февраля. Несмотря на то, что севастопольская общественность увидела только картинки-визуализации будущего археологического парка, а вся документация находилась под грифом «коммерческой тайны», в феврале подрядчик уже завершал монолитные работы трёхэтажного «Детского художественно-эстетического центра», а также заложил фундамент филиала «Артека» – центра «Корсунь».
Довольно уклончиво Михаил Развожаев ответил на вопрос журналистов о том, зачем Минкульт изменил градостроительные регламенты на одном из участков стройки . Ведь фактически благодаря этим изменениям на части территории, которая относится к объекту культурного наследия федерального значения «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», фактически разрешено строительство высотных зданий. При этом, какой именно музей может превратиться в «свечку» до сих пор не ясно.
МИХАИЛ РАЗВОЖАЕВ, губернатор Севастополя: «На территории музея-заповедника Херсонес, который существует, никаких регламентов не изменилось, как никаких строений невозможно было возводить в принципе, не то, чтобы высоких или не высоких, а вообще никаких, так всё и осталось. Речь шла об изменении дос (*достопримечательного) места в части реализуемого проекта. Здесь, то что в концепции было представлено, несколько зданий, в том числе музейных объектов, которые будут строиться, новых объектов для нужд музея, действительно там чуть-чуть увеличилась высотность на этой территории. Но это согласовано, соответственно всеми экспертами, никак, никаким образом не нарушает гармонию этого места»
То, что Южный пригород Херсонеса представляет несомненную ценность, подтвердила и очередная проверка стройплощадки градоначальником Михаилом Развожаевым в тандеме с заместителем министра обороны России Тимуром Ивановым. Он прошла в середине июня, правда, без сопровождения СМИ. Тогда высокопоставленным гостям продемонстрировали новую археологическую находку – погребальную стелу важного гражданина полиса, датированную приблизительно вторым веком до нашей эры. Всего же, по данным ведущего научного сотрудника Государственного Эрмитажа Сергея Соловьёва, в процессе экспедиции в Южном пригороде было найдено 2 миллиона артефактов, 200 тысяч из них оценили как достойные музейного экспонирования.
Около 300 сокровищ, найденных в Южном пригороде Херсонеса, показали севастопольцам 1 октября . Двумя месяцами ранее прошло техническое открытие выставки. В экспозиции были представлены украшения и посуда из стекла, предметы из кости и металла, вещи бытового и культового назначения.
ТАТЬЯНА САРАПУЛКИНА, заместитель директора музея-заповедника «Херсонес Таврический»: «Это большая серия предметов керамических, но на которых нанесены какие-либо надписи. Изделия из камня – это и надгробные памятники, и разнообразные архитектурные детали. Ну и соответственно, как выставка под названием «сокровище» без драгоценных металлов. Это в основном украшения из жёлтого металла – колечки, перстни, серёжки, ожерелья. Мы постарались всё это разнообразие здесь показать».
Масштабное строительство на территории Южного пригорода Херсонеса вызывало на протяжении всего этого времени вопросы не только культурного, но и вполне бытового плана. Сразу несколько жалоб на круглосуточный шум от жителей близлежащих улиц зафиксировали журналисты НТС на протяжении 2022-го . От работы тяжёлой техники стены в домах буквально вибрировали, рассказывали жильцы квартир в домах по улице Надежды Островской. При этом шум не прекращался не только днём, но и ночью, сопровождаясь ярким светом от прожекторов.
ЕЛЕНА КУЗЬМИНА, жительница дома №16 по улице Надежды Островской: «Многие работают, учатся. И, конечно, хотелось бы ночью нормального отдыха. Мы понимаем, что изменить ничего не можем, что стройка будет продолжаться. Но хотелось бы, чтобы в ночное время такие шумные работы не проводились. Днём более или менее спокойно. Почему-то шумные работы начинаются где-то после 22:00, а иногда и позже».
В отчаянии люди обращались к городским властям, с просьбой хотя бы поменять распорядок работ, однако результатов это не принесло.
И летом, и осенью непрерывная работа кранов и экскаваторов всё также мешала местным жителям спокойно спать по ночам.
АЛЕКСАНДРА ЧИЖ, жительница дома №22 по улице Дмитрия Ульянова: «Что бы мы ни писали и как бы ни писали, шум от этого совершенно не уменьшился. Ведь существует закон о тишине? Этот закон не работает вообще. Ночные смены спать не дают совершенно. Максимум, что у нас бывает – пару часов, с 4 до 6 утра бывает, у них, видимо, какая-то пересменка. И у нас наконец наступает в микрорайоне тишина. А так, конечно, круглосуточно».
Вдобавок к этой проблеме добавилась угроза подтопления территории. Жильцы соседних со стройкой домов зафиксировали растущие в размерах озёра на её территории. Строители пытались и откачивать воду, и сбрасывать в котлованы землю, но ситуации это не изменило. Старожилы уверяют: в Южном пригороде Херсонеса протекает подземная река, что и могло послужить причиной возникновения такой ситуации. Получается, что масштабные здания детских центров и музеев должны вырасти прямо на её водах.
В середине октября стало известно, что военные строители меньше, чем за год, завершили первый объект «Нового Херсонеса» . Это трёхэтажное здание Детского художественно-эстетического центра, который, по планам севастопольского Правительства, должен начать работу уже с января 2023 года. Строение общей площадью 2699 квадратных метров, выполненное то ли в псевдогреческом, то ли в псевдовизантийском стиле должно принять в свои стены 350 детей. Как сообщили в пресс-службе Министерства обороны, на территории высадили 18 тысяч деревьев и кустарников. Естественно, облик новостроя вызвал вопросы у местной общественности и специалистов в области архитектуры и истории.
АЛЕКСЕЙ ТИХОНОВ, преподаватель кафедры «Архитектура и дизайн» Севастопольского государственного университета: «Облицовка вся – это настолько 90-е, и настолько сейчас это всё пошедшее время. Оно выглядит очень специфически. Тем более в Херсонесе, мы знаем, более или менее современные постройки самого монастыря, они ничем не облицовывались, просто камень в порядок приводится. Современные технологии позволяют сделать это очень качественно. А вся эта яркость и пестрота, конечно, не из той оперы. Можно, наверное, термин придумать новохерсонесское барокко».
На данный момент по соседству продолжается строительство школы «Корсунь», которая станет филиалом лагеря «Артек». Там, по планам, смогут заниматься ещё 260 детей. В целом все масштабные объекты «Нового Херсонеса» рассчитывают завершить в 2024 году.
К этим двум крупным стройкам в 2022-м добавилась ещё одна – яхтенная марина в Балаклаве.
Проанонсировала грядущие работы перед самым Новым годом вице-губернатор Севастополя Мария Литовко . Власти сразу предупредили, что летом пеший доступ к пляжам «Мраморный» и «Васили» будет закрыт из-за реконструкции Таврической набережной, а исторические здания на ней начнут приводить в порядок.
МАРИЯ ЛИТОВКО, заместитель губернатора Севастополя: «Планируется, что реставрация будет. Постепенная и поэтапная. Средства, особенно федеральные, невозможно практически на всё и сразу направить. Ряд объектов будет рассматриваться как инвестиционные, внебюджетные – где будет реставрация за счёт инвестора».
Создать современную яхтенную марину в Балаклаве собираются за 4 года. На это изначально планировали потратить около 9 миллиардов рублей. Однако власти сразу оговаривали возможность увеличения этой суммы.
МАРИЯ ЛИТОВКО, заместитель губернатора Севастополя: «Планируем, что в следующем году у нас будут уточнять инвестиционные площадки и осуществляться передача инвесторам. Здесь определенный объем финансирования. По самым скромным расчётам у нас не менее 16 миллиардов может быть внебюджетных инвестиций на проекты вокруг бухты».
Тогда же в Правительстве Севастополя начали подготовку к изъятию участков для строительства яхтенной марины . Всего к резервированию для нужд города подготовят 13 участков, в число которых вошли два кафе – «Татьянин мыс» и «Избушка рыбака».
МАКСИМ ЛЕВАШОВ, и. о. директора Департамента по имущественным и земельным отношениям Правительства Севастополя: «Изъятие будет проводиться в рамках утверждённой документации по планировке территории. Перечень сформирован, сейчас опубликуем и приступим к процедуре».
Ещё до непосредственного начала работ севастопольцы обеспокоились рядом вопросов. В том числе, не затронет ли масштабное строительство старое греческое кладбище в Балаклаве . Сообщения об этом появились в социальных сетях в конце января. Поводом к этому стала одна из ранее представленных концепций яхтенной марины, на котором на месте могильника располагался новый железнодорожный вокзал. Однако уже в начале февраля Правительство Севастополя сообщило, что эта территория не входит в границы реализации масштабного проекта и строительство на ней не планируется, но рассматривается вопрос её благоустройства. Тогда же начались работы по расчистке кладбища, чтобы приступить к его облагораживанию.
Непосредственно работы по созданию яхтенной марины в Балаклаве начались весной 2022-го года . Подрядчик – компания «Мостотрест» – сначала готовил строительную площадку с воды, благодаря чему удалось отсрочить перекрытие Таврической набережной для автотранспорта и пешеходов. Первым делом строители приступили к демонтажу обветшалых причалов №247 и №248.
АЛЕКСЕЙ ЕМЧЕНКО, руководитель проекта ПАО «Мостотрест»: «Допуск людей мы ограничили, потому что это связано с мерами безопасности. Проход будет организован только для сотрудников, которые ведут здесь хозяйственную деятельность, местных жителей. И по договорённости с музеем организовали пропуск посетителей по билетам. Их будут централизованно доставлять уже сотрудники музея ко входу и сопровождать от выхода».
Для выполнения работ привлекли не только экскаваторы и самосвалы, но и три плавучих и автомобильных крана, а также две баржи. После реконструкции гидротехнических сооружений рабочие собирались приступить к переустройству коммуникаций, а также заняться сохранением объектов культурного наследия, о чём ранее говорила вице-губернатор Мария Литовко.
АЛЕКСЕЙ ЕМЧЕНКО, руководитель проекта ПАО «Мостотрест»: «На Таврической набережной два объекта культурного наследия, которые необходимо поддерживать в работоспособном состоянии – это коньячный завод и домик Юсупова. Отдельная организация сейчас занимается мониторингом. Проект ещё находится на согласовании в Севнаследии. Набережную Таврическую планируем закончить в следующем году. А вообще планируем работы выполнять по контракту. Много вопросов предстоит решить. Надеемся к следующему курортному сезону завершить работу».
Следит же за строительными работами в Балаклаве наблюдательный совет под председательством губернатора Михаила Развожаева. Туда вошли ещё 50 человек: депутаты и сотрудники муниципалитета, предприниматели, ведущие свою деятельность в Балаклаве, члены общественных организаций, архитекторы, спортсмены, представители местного сообщества рыбаков, владельцы маломерных судов, а также жители домов, расположенных на улицах Кирова, Северной, Калича, Крестовского и Исторической. Первое заседание прошло 31 мая, встреча носила вводный характер. Перед собравшимися с отчётом выступил представитель ПАО «Мостотрест» с итогами работы по состоянию на май 2022-го.
АЛЕКСЕЙ ЕМЧЕНКО, руководитель проекта ПАО «Мостотрест»: «В настоящее время ведутся демонтажные работы. По причалу №247 демонтировано 90% от плиты проезжей части, демонтируются трубосваи. Причал №248 – произошёл демонтаж на 60%, также демонтированы трубосваи. В настоящее время подготовлен кондуктор для погружения новых труб. Завезли уже буровую установку, краны. Сформирована команда флота – 8 единиц. Двадцать единиц строительной техники. Работы ведутся по графику».
Члены наблюдательного совета задали подрядчику и профильным чиновникам ряд вопросов: как будет устроено дорожное движение на территории будущей марины, как будет проходить реставрация объектов культурного наследия, как будет организована работа рыбацких судов, заведений общественного питания и многое другое. Особо внимание предложили уделить вопросу экологии.
МИХАИЛ ЧАЛЫЙ, депутат Законодательного собрания Севастополя, член наблюдательного совета по строительству яхтенной марины: «Я хотел бы попросить предложить на следующее заседание наблюдательного совета пригласить какого-нибудь специалиста именно по Балаклавской бухте. Я имею в виду именно экологию. Чтобы эта наша замечательная марина не уничтожила это «рыбье гнездо». Рыбье гнездо или рыбий мешок – это перевод Балаклавской бухты с тюркского».
Кроме того, в рамках создания яхтенной марина Балаклава, наконец-то, должна избавиться от незаконного недостроя, так называемого «дома Пляса» . Разговоры о демонтаже скандальной высотки идут давно. Ещё в 2018-м суд постановил владельца снести здание за собственный счёт в течение трёх месяцев. Теперь власти собираются это сделать самостоятельно. Однако деньги на это в городском бюджете появятся, предположительно, только в 2026 году – 286 млн рублей.
МИХАИЛ РАЗВОЖАЕВ, губернатор Севастополя: «Мы сейчас контрактуем подрядчика, производим снос, потом предоставляем в судебном порядке возмещение этих расходов в бюджет, обращаем на иное имущество владельца. Соответственно, то, о чём мы говорили на Наблюдательном совете при обсуждении концепции развития Балаклавской набережной – что этот объект там точно не вписывается».
А вот к демонтажу административно-бытового корпуса на Таврической набережной подрядчик приступил уже в конце июля . На его месте должны возвести новое здание, в котором разместят администрацию яхтенной марины, инфоцентр, технические, эксплуатационные и правоохранительные службы. К этому же времени строители завершили демонтаж обветшалых конструкций на причалах №247 и №248.
В ходе проведения работ не обошлось без конфликта. В июле на Таврическую набережную, несмотря на наличие специальных пропусков, перестали пускать частные электробусы, которые возили гостей к Балаклавскому подземному музейному комплексу .
ТАМАРА ЯКШОВА, представитель ИП Головченко: «Сегодня опять по непонятным причинам нам было объявлено, что мы не будем здесь работать вообще. Мы пошли к руководству. Руководство с нами общаться не хочет. Вышел какой-то человек и сказал, что он донесёт до руководства то, что мы требуем. А я хочу сказать, что сейчас на Украине проводится спецоперация. Мы её поддерживаем, наши машинки стоят под спецзнаками. У нас на борту работают люди, которые уехали из Украины, которые не хотят воевать. И у нас много таких людей. И если люди ушли от войны, как я должна объяснить людям, чтобы они уволились и не работали? Неужели мы не имеем права им помочь?»
В ответ на вопросы предпринимателей городские власти заявили, что подрядчик «Мостотрест» сократил количество выданных пропусков в связи с повышением требований к технике безопасности.
СЕРГЕЙ ЧЕРНЫХ , руководитель проекта «Строительство яхтенной марины в Балаклаве»: «Мы говорим о том, что приоритет безопасности, жизни и здоровья людей на стройке является важным и не может быть игнорирован путём создания каких-то преференций для определённого круга лиц. Поэтому «бизнес есть бизнес», его можно найти и реализовывать, вести бизнес в другом месте. В частности, если вы сейчас обратили внимание, это не наша инициатива, это инициатива самих электрокарщиков – на въезде они предлагают людям обзорные путешествия по Балаклаве. Обзорное путешествие по строительной площадке, вы сами понимаете, звучит как-то не очень».
Кроме того, был организован бесплатный подвоз посетителей к Балаклавскому музею подводных лодок силами учреждения.
ПАВЕЛ ПЛЕХАНОВ, директор Балаклавского подземного музейного комплекса: «Одним из условий работы музея на период строительства яхтенной марины от «Мостотрест» были договорённости, что доставка посетителей осуществляется только организованными группами на автобусах. Для этого музей приобрёл 6 автобусов из расчёта доставки 5 тысяч посетителей. Сейчас на линии у меня работает 4 автобуса, потому что посещаемость, к сожалению, не очень большая. И соответственно, все автобусы нет смысла выводить на линию».
К августу строители начали устанавливать на дно Балаклавской бухты трубошпунты – специальные сваи, которые будут являться основой для обновлённой набережной. Эти работы производились с помощью строительной платформы, которая позволяет разместить на воде плавкраны и строительную технику.
ЮРИЙ БЕСКОВ, заместитель руководителя проекта «Строительство яхтенной марины в Балаклаве»: «Начали новый под этап стройки. Завершили демонтаж здания административно-бытового корпуса, на сегодняшний день сортируем отходы. Также мы продолжаем выполнять работы по устройству причалов. На сегодняшний день по причалу №248 погружено более 20 трубошпунтин. Для производства работ требуется тяжёлая грузовая строительная техника».
К работам по углублению дня Балаклавской бухты строители планируют приступить позднее.
А осенью подрядчик приступил к сносу части зданий бывшего завода «Металлист», специализировавшегося на ремонте подводных лодок и малых судов до 2000-х годов. Оборудование, которое находилось в рабочем состоянии было передано на 13-й судоремонтный завод, а оставшееся вместе со зданием решено было демонтировать из-за изношенности.
АЛЕКСЕЙ ЕМЧЕНКО, руководитель проекта ПАО «Мостотрест» : «После демонтажа здесь будут дорожки, благоустроена набережная, здесь будут проложены новые инженерные сети, потому что, как вы знаете, сейчас в Балаклаве не централизованы ни ливневой канализации, ни хоз. бытовой. На этой территории будут прокладываться новая электрика и сети связи».
Новое общественное пространство соединит Таврическую Набережную с Набережной Назукина. Его протяженность составит около 3 километров. Не должны исчезнуть традиционные места для рыбалки в Балаклаве: чиновники обещают просто передвинуть их.
СЕРГЕЙ ЧЕРНЫХ, руководитель приоритетного проекта Департамента экономического развития Правительства Севастополя: «У балаклавских рыбаков тоже сохраняется промысел традиционный, который они ведут. Пока предполагается, что они будут находиться примерно плюс-минус 50 метров в том же месте, где и сейчас – это причалы, если смотреть на воду с берега, – это левее Муниципального пляжа».
Под снос пойдёт не только здание завода «Металлист», но и многолетние ели и кипарисы, растущие на его территории . Спасти пока решили только пять молодых аризонских кипарисов, которые осенью пересадили в один из дворов по улице Крестовского.
ВИТАЛИЙ ДУНАЙЦЕВ, начальник участка ПАО «Мостотрест»: «Имеется проект, есть дендроплан, где деревья отмечены нами предварительно под вырубку. Из этого числа молодые пересаживаем. Проект разработанный нам предоставили, а дальше наши экологи работали, отметили всё. И имеем понимание, что можно, а что нельзя вырубать. Выходили в поле, отмечали краской, согласовывали и получали одобрение. Не просто так пришли порубили».
Конечно, пять деревьев – несравнимо мало от того количества, которое вырубят в Балаклаве ради строительства яхтенной марины . Подрядчику придётся выплатить денежную компенсацию, которую направят на покупку и высадку новых «зелёных жителей» Балаклавы.
К декабрю армирование колонн первого этажа административно-бытового здания яхтенной марины было полностью закончено . Стилистику трёхэтажного здания обещают выдержать «под старину», чтобы она гармонировала с общим обликом Таврической набережной.
АЛЕКСЕЙ ЕМЧЕНКО, руководитель проекта ПАО «Мостотрест»: «Будет здесь находиться ГИМС, служба спасателей. В ней также будут построены коммуникации, рядом строится технический блок и теплогенератор».
Кроме того, подрядчик яхтенной марины отреставрирует объект культурного наследия «Водолечебница Гинали». Подготовительные работы для этого уже начались, к непосредственному восстановлению строители планируют приступить уже в 2023-м году. Рабочие должны отремонтировать опорные конструкции, привести в порядок фасады, а также воссоздать утраченную башню. Как это будет выглядеть в итоге – покажет только время, ведь полностью завершить столь масштабный проект яхтенной марины планируют за 4 года.
Таковы итоги больших строек в Севастополе за прошедшие 12 месяцев. Пока ни один из трёх масштабных объектов не завершён до конца, а, значит, журналисты «НТС» продолжат следить за их созданием.
Источник: https://nts-tv.comПоследние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией