С какими тайнами прошлого приходится сталкиваться крымским реставраторам

С какими тайнами древности приходится сталкиваться реставратору, с какими величайшими произведениями искусства он работает?

Как передает Крымская газета,

С какими тайнами древности приходится сталкиваться реставратору, с какими величайшими произведениями искусства он работает? Ответы на вопросы получила «Крымская газета», побеседовав с Ниной Кучеревской, заведующей отделом «Лапидарий» ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», художником-реставратором высшей категории, кандидатом культурологии, в рамках рубрики, где задаются наивные вопросы профессионалам своего дела.

ПОСЛАНИЯ ИЗ ПРОШЛОГО

– Можно ли считаться реставратором, если удалось незаметно склеить разбитую мамину вазу?

– Если незаметно – то да. Вы прирождённый домашний реставратор! Но чтобы стать профессионалом, придётся ещё много учиться, стажироваться и нарабатывать опыт. К слову, в музейной (а значит – научной) реставрации главное не склеить незаметно, а склеить так, чтобы швы склейки были чуть видны. Чтобы не вводить в заблуждение зрителей, и в то же время чтобы работа не бросалась в глаза. А как это сделать – решают на особом реставрационном совете и реставраторы, и историки искусства, и хранители музея. Порой по этому поводу ведутся жаркие научные споры!

– Интересно, обнаруживались ли во время реставрации тайные послания или новые данные для историков?

– Да. Работа с археологическими памятниками часто подбрасывает сюрпризы. Однажды в месте излома древнегреческой стелы я обнаружила окаменевшие кости какой-то реликтовой птицы. Ещё удивительные находки – свинцовые пластинки. Их находят свёрнутыми в виде свитка. Осторожно развернув свиток, можно обнаружить текст письма или даже проклятия: процарапанные на свинце имена (как правило, оппоненты в суде). Видимо, проигравшей стороне ничего не оставалось, как только насылать проклятия на судей, истцов или ответчиков, ну и свидетелей заодно. Эпиграфисты очень любят такие находки.

– С какими наиболее интересными объектами вам приходилось работать?

– Перед входом в Музей каменных древностей стоят изваяния грифонов. До февраля 2014 года они украшали Большую Митридатскую лестницу в Керчи. Во время ремонта лестницы их демонтировали, а реставрация грифонов, как оказалось, не была включена в проект. Скульптуры перемещены в Лапидарий, где их отреставрировали, очистили от атмосферных загрязнений, пятен краски и бетона, восполнили отбитые хвосты и крылья. Теперь они украшают музей и служат местом паломничества для жителей и гостей города. Несмотря на то что Большую Митридатскую лестницу украсили новые грифоны, работы керченских скульпторов Р. В. Сердюка, А. И. Мельника и В. Ф. Будина по-прежнему дороги керчанам.

НЕ УЛУЧШИТЬ И НЕ УХУДШИТЬ

– Какими компетенциями должен обладать современный реставратор?

– Принято считать, что реставратор должен быть художником, поэтому в учебных заведениях, которые готовят соответствующих специалистов, сдают экзамены по рисунку, живописи, композиции. Необходимо, чтобы реставратор также знал химию и физику (хотя бы свойства материалов, из которых сделаны музейные предметы). Но главному – чувству меры и умению вовремя остановиться, чтобы не привнести в памятник свои необоснованные дополнения, – я считаю, обучить нельзя.

– Если вдруг мастеру не понравятся детали авторской работы, может ли он довести её до совершенства?

– Если вы считаете себя творцом, великим художником, вам придётся пресекать желание «улучшить» произведение древнего мастера. В противном случае, реставрация – это не ваше.

– Сложнее восстанавливать современное искусство или работы старых мастеров?

– И древний памятник, и современный – оба требуют бережного отношения. Но современные авторы не особенно задумываются над тем, как будут сохранять их творение. Один из моих стажёров, работающий в Музее современного искусства, рассказывал о случае, когда пытался реставрировать огромное полотно, расписанное птичьим помётом. И с радостью вспоминал прекрасные античные памятники, к реставрации которых приобщился в Керчи.

– Как отличить подделку экспоната от оригинала? Обнаруживали ли вы фальшь?

– Поскольку в фонды нашего музея-заповедника поступают в основном находки из археологических экспедиций, с подделками приходится сталкиваться крайне редко. В лапидарной коллекции хранятся интересные каменные пластины с рельефными изображениями и надписями на античную и средневековую религиозную тематику. Есть подобные экземпляры в собрании Эрмитажа и других музеев. Их датируют XIX веком. Можно ли их считать подделками? Скорее, сувенирной продукцией. По сути, они такие же оригиналы, как и античные экспонаты. И дождутся своего исследователя.

СОХРАНИТЬ ДАЖЕ ПЯТНА

– Когда объект восстановить уже невозможно?

– Восстановление объекта не есть цель реставрации. Мы сохраняем памятник в том виде, в каком он дошёл до наших дней. Главное – остановить процесс разрушения и продлить жизнь экспоната. В Музее каменных древностей есть мраморный стол на львиных лапах со множеством пятен и потёков на столешнице. Эти пятна – капли вина и окислы металла, из которого были изготовлены сосуды, – история бытования этого культового стола. И они не подлежат удалению, наоборот – специально законсервированы.

– Сколько времени длится процесс реставрации и какие этапы нужно пройти, чтобы прийти к результату?

– Здесь не удастся ответить однозначно. Обычно у реставратора в работе несколько предметов, так как реставрация некоторых экспонатов занимает год и более, других – несколько дней. Это зависит от многих факторов – свойств материала и техники, желаемого результата, результатов лабораторных исследований. Можно просто обеспылить поверхность мраморной скульптуры (консервационный процесс), а можно месяцами удалять соли из толщи керамики или камня в постоянно сменяемой дистиллированной воде. Реставратор стекла из крупинок собирает драгоценный античный сосуд на протяжении года и параллельно укрепляет целую низку бус.

ЕЩЁ НЕ ИГОРЬ ГРАБАРЬ

– Посоветуйте, куда пойти учиться на реставратора?

– Например, можно поступать в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица. Обратите внимание на архитектурные и строительные вузы, которые обучают по специальности «реставрация и реконструкция архитектурного наследия».

– Сколько может зарабатывать специалист?

– Немного. Но низкая зарплата компенсируется возможностью работать с величайшими произведениями искусства.

– Каков карьерный рост для представителей вашей профессии?

– Заведование лабораторией или отделом, но не все к этому стремятся.

– Что нравится в профессии, а что раздражает?

– Работа реставратора позволяет оставаться романтиком, она подходит для людей, которым интересно искусство во всех сферах его проявления. Раздражает, когда отвлекают от работы и приходится прерывать реставрационный процесс.

Диана МАСЛОВА

Источник: https://gazetacrimea.ru

Последние новости

Крыммедстрах: Лечение сахарного диабета по полису ОМС

Как медицинская страховка помогает пациентам с диабетом в Крыму

Суд поддержал организацию инвалидов в Волгограде

Верховный суд РФ подтвердил законность льготы на аренду для некоммерческой организации.

Права жителей Крайнего Севера на получение средней зарплаты будут защищены

Конституционный суд России признал нормы Трудового кодекса неконституционными.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Смоленске с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *