Решающий год войны
В Государственном архиве республики сохранился выпуск «Крымского партизана» - боевой частички нашей газеты.
Безусловно, таков каждый миг боя и труда, редкого затишья и перегруппировки сил, всего, который определяет будущий успех или поражение, всё, что наполнено усилиями и подвигами, мужеством и свершениями, и, что скрывать, утратами, болью, изменами, окружением, отступлением, оккупацией… Так было и в Великую Отечественную, с 22 июня 1941-го по 9 мая 1945-го, когда наша страна Советский Союз вела праведную битву с нацистской Германией и её приспешниками. И именно 1943 год принято считать переломным, когда советские люди повернули войну вспять, к Победе. «Крымская правда» - в войну «Красный Крым» - продолжает перелистывать архивные подшивки, чтобы вспомнить, чем жили полуостров и вся страна. Вспомним наших «краснокрымских» партизан и их товарищей.
И боль, и радостьТот год был и победным, и трагическим. Лишь в Ржевской битве осталось на поле боя более полумиллиона наших солдат; немногим меньше - в весеннем Харьковском котле, третьей битве за город. И ещё тысячи наших советских людей, ежесекундно уходили в вечность на фронтах, в оккупации, в тылу. В борьбе уходили, подчинив жизнь, силы, мысли единому - «во имя Победы!». Боролись, трудились, не сдавались, всё во имя Победы! И маленькие, местные, но такие значимые Победы на пути к всеобщей, большой, в тот год были всё чаще.
В номере за 1 января 1943-го наши коллеги (газета с мая 1942-го выходила в Сочи) во главе с редактором Евгением Петровичем Степановым и заместителем Абрамом Давидовичем Райчуком писали: «С Новым годом, товарищи, - годом решающих побед Красной Армии!». И радовали: накануне «наши войска заняли город Котельниково» - спасение пришло в ещё один населённый пункт в Сталинградской области. А уже в конце января публикуется приказ Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Калининского, Волховского и Ленинградского фронтов. «В результате двухмесячных наступательных боёв Красная Армия прорвала на широком фронте оборону немецко-фашистских войск, разбила 102 дивизии противника, захватила более 200 тысяч пленных, 13000 орудий и много другой техники и продвинулась вперёд до 400 километров. Наши войска одержали серьёзную победу. Наступление наших войск продолжается. Поздравляю бойцов, командиров и политработников фронтов с победой над немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками - румынами, итальянцами и венграми под Сталинградом, на Дону, на Северном Кавказе, под Воронежем, в районе Великих Лук, южнее Ладожского озера. Объявляю благодарность командованию и доблестным войскам, разгромившим гитлеровские армии на подступах Сталинграда, прорвавшим блокаду Ленинграда и освободившим от немецких оккупантов города Кантемировка, Беловодск, Морозовский, Миллерово, Старобельск, Котельниково, Зимовники, Элиста, Сальск, Моздок, Нальчик, Минеральные Воды, Пятигорск, Ставрополь, Армавир, Валуйки, Россошь, Острогожск, Великие Луки, Шлиссельбург, Воронеж и многие другие города и тысячи населённых пунктов. Вперёд, на разгром немецких оккупантов и изгнание их из пределов нашей Родины!».
С каждым днём победных вестей больше: прорыв блокады Ленинграда, освобождение Вязьмы, Воронежа, победа в Сталинградской битве, спасение Смоленска, Рославля, Новороссийска, Кавказа, наш успех под Прохоровкой, переломная Курская битва, салюты Родины за Орёл и Белгород, за Харьков, форсирование Днепра, начало освобождения Белорусской СССР, спасение Донбасса, Тамани, а с неё уже Керченско-Эльтигенский десант в Крым, плацдармы на Перекопе и Сиваше… Бои на фронте, труд в тылу, мужество в оккупации, где боролись партизаны и подпольщики. Были такие и среди наших коллег, успевали не только воевать, но и газеты выпускать - частицу «Крымской правды».
Газета мстителейДобровольцами на фронт ушли три наших фоторепортёра. Эммануил Абрамович Бендицкий погиб в боях за Севастополь весной 1942-го. Увы, мы не знаем в какой части воевал, но порой передавал фотоснимки в редакцию. Леонид Исаакович Яблонский и Исай Михайлович Блох - бойцы 51-й армии (тогда Фёдора Исидоровича Кузнецова, Павла Ивановича Батова). Первый после кровопролитных боёв на Перекопе осенью 1941-го чудом смог эвакуироваться с остатками армии на Кавказ, с ней дважды возвращался в Крым - с Керченско-Феодосийским десантом зимой 1941-1942-го (командарм Владимир Николаевич Львов, погибший 11 мая 1942-го), в победном рвении весны 1944-го (командарм Яков Григорьевич Крейзер). Второй фотокор после отступления частей его 48-й отдельной кавалерийской дивизии стал бойцом 1-го Симферопольского партизанского отряда, погиб в бою 10 декабря 1941-го - в долине реки Коса фашисты начали большой прочёс против расположившихся здесь народных мстителей 4-го партизанского района. В том же бою погиб командир района Дмитрий Иванович Аверкин, бывший комдив 48-й отдельной кавалерийской.
В Бахчисарайском партизанском отряде Михаила Андреевича Македонского старшим политруком группы был наш завотделом Иван Андреевич Сухиненко. Его не стало осенью 1942-го, когда партизаны получили приказ выйти к побережью для переброски на Большую землю. Умер во время перехода. Михаил Македонский вспоминал о друге: «Сел, прислонившись к дереву, и сказал: «Сердце отказывает. Сейчас умру. Кто будет на Большой земле, передайте жене и дочери, что умер честно, за Родину».
В Бахчисарайском отряде сражались и «краснокрымовцы» Ефим Семёнович (Соломонович) Певзнер и Георгий (Григорий) Викторович Кокушинский, создававшие партизанскую газету.
«Центральный партизанский штаб выпустил листовку «Обращение к народу Крыма», - вспоминал начштаба Крымского партизанского соединения, фронтовой разведчик, писатель Илья Захарович Вергасов. - Командующий Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко сообщал о результатах вражеского наступления: «Немцы понесли колоссальные потери, только убито более восьмисот солдат и офицеров. Главная цель ими не достигнута: партизанские отряды на своих местах, ещё более боеспособные и закалённые. Сейчас врага ещё больше беспокоят наши ежедневные удары».
Печатались у нас листовки в партизанской типографии. Она была заранее вывезена из Симферополя. Разумеется, в условиях частых «прочёсов» сохранение типографского хозяйства в лесу было делом нелёгким. Типографией занимались два симферопольца - Кокушинский и Певзнер. Очень интересно было наблюдать, как длинный-предлинный Кокушинский и маленький, худой Певзнер всячески уговаривали Македонского, чтобы он помог им подальше от глаз спрятать их хозяйство. «И чего вы пристали со своими цацками? До бумаг ли сейчас?» - отшучивался Македонский. Кокушинский начинал горячиться, доказывал: «Ты знаешь, что такое печатное слово. Может, оно поважнее твоей операции!». Одним словом, уговорили Македонского и типография была в безопасности.
Кокушинский и Певзнер были и журналистами, и редактировали материал, и сами набирали, корректировали, печатали, разносили газеты и листовки по отрядам. Зимой 1941-1942 года аккуратно выпускалась ежемесячная газета «Крымский партизан», орган командования партизанским движением полуострова. Первый номер «Крымского партизана» вышел 24 января 1942-го. Чтобы дезориентировать врага местом издания указали Карасубазар (Белогорск), тираж - 15 тысяч (в реальности - партизанский лес южнее Бахчисарая, 600 экземпляров). Самая первая советская газета на территории оккупированного Крыма (выходившие в Севастополе «Красный Крым и «Маяк коммуны» («Слава Севастополя») - не в счёт, они не в оккупации, а в осаждённом городе). Мы знаем, что вышло пять номеров. Предпоследний, за 31 марта 1942-го, удалось подержать в руках благодаря хранителям Государственного архива республики. Подзаголовки: «Смерть немецким оккупантам» и «Да здравствует организатор разгрома гитлеризма, наш родной и любимый товарищ Сталин!». И заметки о боевых делах, об умелых руках и добром сердце врача М. (Полины Васильевны Михайленко, позже награждённой орденом Ленина. - Ред. ), о награждении орденами Красного Знамени партизан из разных отрядов - Красовского (Георгия Васильевича, погиб в августе того же года), Белоуса (Никифора Абрамовича, погиб в мае), Аникина (Андрей Григорьевич, Владимир Григорьевич, оба погибли в марте 1942-го) и Гаркавенко (увы, имя и судьба нам неизвестны). Ефим Певзнер («П. Ефимов», «Ефим») погиб в августе 1942-го, Георгий Кокушинский («Егор») ушёл в январе 1943 года от истощения… Помним.
В следующих выпусках рубрики продолжим вспоминать коллег, народных мстителей полуострова, их газеты, всё, чем жила 80 лет назад наша Родина в решающем году войны.
Наталья БОЯРИНЦЕВА.Последние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией