На сцене - национальное достояние: в Крыму выступила легендарная «Берёзка»

Заслуженная артистка России и Республики Северная Осетия-Алания Елена Гришкова и заслуженная артистка России Ирина Цуканова рассказали «Крымской газете» о том, как «Берёзку» принимают в России и за рубежом,

Заслуженная артистка России и Республики Северная Осетия-Алания Елена Гришкова и заслуженная артистка России Ирина Цуканова рассказали «Крымской газете» о том, как «Берёзку» принимают в России и за рубежом, когда лучше отдавать ребёнка на танцы и как стать частью знаменитого коллектива. Фото: Лидия Ветхова 40 лет спустя

– Елена Вилорьевна, вы открыли начало гастролей по югу России в Симферополе. Когда последний раз коллектив посещал полуостров с гастролями?

– «Берёзка» с гастролями в Крым приезжала очень давно – около 40 лет назад. Ансамбль был здесь на гастролях в начале 80-х годов. Но этим летом ансамбль выступал в Ялте на фестивале «Великое русское слово». Кроме того, художественный руководитель ансамбля и главный балетмейстер, народная артистка СССР Мира Кольцова участвовала в этом году на форуме «Таврида». Отправляя коллектив на гастроли, она и заместитель художественного руководителя директор Василий Стодушный просили нас очень ответственно подойти к выступлениям в Крыму.

– Сколько составов сменилось за 71 год существования ансамбля?

– Наш творческий стаж недолог – двадцать лет. Человек заканчивает профессиональное учебное заведение, обычно это в 18 лет, значит, в 38 он уже должен уходить на пенсию. Но не всегда так происходит. Наши актрисы всегда в форме, хороши собой.

– Сколько сейчас танцоров в коллективе?

– Сейчас на гастроли приехали 55 человек. Это практически все. В Москве остались молодые мамы и девушки в положении.

– Как попасть в «Берёзку»? Какие требования выдвигаете к претендентам?

– Очень строгий отбор. Кроме высокой профессиональной подготовки, нужны отличные внешние данные и несомненный талант. Так как наша визитная карточка – это хороводный танец, чтобы показать задачу балетмейстера, должен быть определённый облик русской красавицы. И пусть это прозвучит избито, но нужна любовь к танцу. Если ты не любишь это, ты не сможешь выложить душу зрителю, не будет с ним контакта. Нужно быть фанатом своего дела.

Мы никогда не объявляем набор, потому что у нас никогда нет мест. Но к нам регулярно приходят на просмотр. Художественный совет смотрит профессиональные данные, внешность, проверяем также вокал. Это повергает в шок всех экзаменующихся. Исстари пели, заводя хороводы. Поэтому мы проверяем слух, чтобы человек интонировал, девушки должны напевать интонацию во время танца.

– С какого возраста, на ваш взгляд, лучше отдавать ребёнка на танцы?

– Сейчас очень рано – с четырёх лет детишек уже нужно обучать. Я начинала заниматься в 7 лет и в 10 поступила в школу Большого театра.

– Сколько времени нужно, чтобы артист выучил ваш знаменитый «плывущий шаг»?

– Несколько месяцев. Но «плывущий шаг» – это не фокус или уловка, это способ донести русскую душу. В минимальном движении максимально выразить задачу танца – показать красоту русской девушки. За границей писали: «Если вы хотите знать о России больше – не обязательно читать много томов литературы. Посетите выступление «Берёзки».

– Ансамбль часто выезжает на гастроли. В каких странах побывали за последние годы?

– Последние гастроли у нас были весной по Швейцарии, до этого мы были в Китае. В конце прошлого года был тур по Венгрии. Почему-то принято говорить, что мы выступаем только за границей. А в прошлом году у нас был огромный тур по России – 24 города за месяц.

Везде нас принимают хорошо, но по-разному. В странах Латинской Америки зрители могут топать, свистеть, кричать, когда им нравится выступление. А, к примеру, во Вьетнаме во время премьерного выступления после первого номера в зале стояла тишина. И после второго тоже. Мира Михайловна уже за кулисами говорит снимать с программы поклоны и выходы на бис. Оказывается, что вьетнамцы всё время делают так: «ц-ц-ц-ц» – прицокивают, когда в полном восторге.

–   Сложно ли поддерживать статус национального достояния?

– Да, потому что это требует неимоверных затрат. В первую очередь эмоциональных. Мы постоянно развиваемся. Ансамбль «Берёзка» – это не музей, мы движемся. Уже появилась школа Миры Кольцовой. Мы отличаемся тем, что наши танцы – это не повторение русского народного танцевального фольклора. Это композиции свободные, основанные на русской культуре, взятые из образов природы, национальных промыслов. Все произведения – это миниатюры, рассказы, истории, и мы учим актёров тому, чтобы они выходили на сцену, чтобы полностью раскрыть драматургию танца.

 

Работая в полную ногу

– Ирина Викторовна, сидят ли девушки на диетах?

– По-разному. Конечно, когда мы видим, что кто-то из девушек поправился, мы даём специальные задания, упражнения. Тут я процитирую великую Майю Плесецкую: «Не жрать! Более действенного способа ещё не придумали. Это больше в теории. А в жизни можно всё, но понемногу». Это первое и главное правило. Держать себя в форме помогают наши ежедневные занятия классическим уроком. Даже на гастролях день у нас всегда начинается с классического урока. И полностью отдавать себя на репетициях. Если в полную ногу работаешь, не халтуришь технически и эмоционально, ты не сможешь поправиться, даже если захочешь. Это колоссальные энергозатраты.

 

Андрей Новохатько

Последние новости

Крыммедстрах: Лечение сахарного диабета по полису ОМС

Как медицинская страховка помогает пациентам с диабетом в Крыму

Суд поддержал организацию инвалидов в Волгограде

Верховный суд РФ подтвердил законность льготы на аренду для некоммерческой организации.

Права жителей Крайнего Севера на получение средней зарплаты будут защищены

Конституционный суд России признал нормы Трудового кодекса неконституционными.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

Здесь вы можете узнать о лучших предложениях и выгодных условиях, чтобы купить квартиру во Фрязино

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *