Крымчаки и караимы мечтают попасть в реестр коренных малочисленных народов России
Народному историко-этнографическому музею крымчаков исполнилось 15 лет. Однако идея его создания появилась ещё в 80-х годах прошлого века, когда в стране наблюдался подъём национальных движений.
В своей крепости
– Это было нелегко, потому что во время войны 80% крымчаков были расстреляны. Погибли люди, предметы национальной одежды, культуры, быта, книги и рукописи. Старики, женщины, дети, которые оставались в Крыму, погибли самые незащищённые, в том числе носители фольклора, – рассказывает заведующая музеем крымчаков Наталья Сумина.
Собирать коллекцию приходилось по крупицам: сохранившиеся фотографии и документы из семейных архивов, уцелевшие предметы быта... Постепенно музей вырос из одного зала и сегодня размещается уже в трёх. Один из них посвящён величайшей трагедии народа – холокосту. Во втором размещены портреты известных крымчаков и триптих с изображением традиций народа. А в последнем расположены экспонаты, рассказывающие об обрядах крымчаков и деятельности общины. В учётных книгах указано более 2000 предметов – старинная посуда, книги, народные костюмы и даже макет корабля, названного в честь крымчаков.
– Музей имеет большое значение для крымчаков, так как народ на грани исчезновения. Цель его создания – сохранение нашего культурного наследия, – говорит председатель общества крымчаков «Кърымчахлар» Дора Пиркова.
В рамках летнего лагеря музей посещают крымские школьники, а группа ребят из сёл Мельничное и Ударное получили особое приглашение.
– Дети учатся в Мельничновской школе. Они очень часто ходят к памятному гранитному камню, который поставлен недалеко от того места, где расстреляли крымчаков. Когда есть возможность, наводят там порядок, – учитель русского языка и литературы Татьяна Теслина рассказывает, как дети сохраняют историческую память о своих земляках, погибших во время Великой Отечественной войны.
В музей заглядывают как организованные туристические группы, так и индивидуальные туристы. Даже если музей не работает, его заведующая по договорённости открывает, чтобы желающие могли познакомиться с культурой исчезающего народа.
– Этот музей – наша крепость, то, что мы можем сохранить и передать и нашим потомкам, – говорит Дора Пиркова.
Сегодня на полуострове осталось менее 200 крымчаков, большинство из них – пожилые люди.
Сохранить любой ценой
Не меньше беспокоит дальнейшая судьба своего исторического наследия караимов. Этот народ также отличается малочисленностью – по данным последней переписи, на полуострове осталось всего 535 человек. С глубокой болью они говорят, что многие знаковые для их культуры памятники находятся в запущенном состоянии. Сил и возможностей у самой общины не хватает.
– Сегодняшнее её состояние (Чуфут-Кале. – Ред.) просто удручающее. Многие замечают или нет, но памятник разрушается. В плачевном состоянии кладбище-святилище Балта-Тиймез. Мы просили в своё время определить отдельную программу реставрации и поддержки памятников, потому что рекреационная нагрузка растёт на них ежегодно. Теперь она возросла в разы, – отмечает председатель общественной организации «Региональная национально-культурная автономия крымских караимов Крыма» Наталья Кропотова.
Серьёзные опасения вызывают архитектурные памятники Евпатории и Феодосии, где некогда жили большие караимские общины. Внимание специалистов требуется и для изучения письменных памятников, ведь многие из них существуют в виде рукописей и до сих пор не исследованы.
У общины много проектов, не получивших развития. Это создание на базе усадьбы Фирковича этнографического центра, организация в Бахчисарайском районе хозяйства, где можно заниматься традиционным караимским садоводством. Однако сложности иногда возникают, что называется, из ничего. Поскольку территория Чуфут-Кале – памятник федерального значения, находящийся под управлением Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, то любые действия требуется согласовывать с его администрацией. И когда, например, члены общины хотят убрать сухостой на кладбище Балта-Тиймез, им надо пройти все инстанции для получения разрешения.
Караимы и крымчаки уверены: сохранению их культурного наследия способствовало бы и положительное решение о внесении их в реестр малочисленных коренных народов России. В первую очередь это повлекло бы за собой серьёзные научные исследования и сохранение национального языка, а также позволило воспользоваться программами социальной помощи.
Борис СеденкоПоследние новости
Крымские хирурги внедрили новый метод лечения инсульта
Региональный сосудистый центр Крыма значительно увеличил количество операций по тромбоэкстракции.
Новые инициативы по улучшению качества жизни в регионе
Власти запускают ряд программ для повышения благосостояния граждан.
Правовая викторина для школьников в Судаке
Судебные работники провели увлекательное мероприятие для учащихся.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией