Крымчаки и караимы мечтают попасть в реестр коренных малочисленных народов России

Народному историко-этнографическому музею крымчаков исполнилось 15 лет. Однако идея его создания появилась ещё в 80-х годах прошлого века, когда в стране наблюдался подъём национальных движений.

Народному историко-этнографическому музею крымчаков исполнилось 15 лет. Однако идея его создания появилась ещё в 80-х годах прошлого века, когда в стране наблюдался подъём национальных движений. На этой волне в 1989 году было зарегистрировано общество крымчаков «Кърымчахлар».

В своей крепости

– Это было нелегко, потому что во время войны 80% крымчаков были расстреляны. Погибли люди, предметы национальной одежды, культуры, быта, книги и рукописи. Старики, женщины, дети, которые оставались в Крыму, погибли самые незащищённые, в том числе носители фольклора, – рассказывает заведующая музеем крымчаков Наталья Сумина.

Собирать коллекцию приходилось по крупицам: сохранившиеся фотографии и документы из семейных архивов, уцелевшие предметы быта... Постепенно музей вырос из одного зала и сегодня размещается уже в трёх. Один из них посвящён величайшей трагедии народа – холокосту. Во втором размещены портреты известных крымчаков и триптих с изображением традиций народа. А в последнем расположены экспонаты, рассказывающие об обрядах крымчаков и деятельности общины. В учётных книгах указано более 2000 предметов – старинная посуда, книги, народные костюмы и даже макет корабля, названного в честь крымчаков.

– Музей имеет большое значение для крымчаков, так как народ на грани исчезновения. Цель его создания – сохранение нашего культурного наследия, – говорит председатель общества крымчаков «Кърымчахлар» Дора Пиркова.

В рамках летнего лагеря музей посещают крымские школьники, а группа ребят из сёл Мельничное и Ударное получили особое приглашение.

– Дети учатся в Мельничновской школе. Они очень часто ходят к памятному гранитному камню, который поставлен недалеко от того места, где расстреляли крымчаков. Когда есть возможность, наводят там порядок, – учитель русского языка и литературы Татьяна Теслина рассказывает, как дети сохраняют историческую память о своих земляках, погибших во время Великой Отечественной войны.

В музей заглядывают как организованные туристические группы, так и индивидуальные туристы. Даже если музей не работает, его заведующая по договорённости открывает, чтобы желающие могли познакомиться с культурой исчезающего народа.

– Этот музей – наша крепость, то, что мы можем сохранить и передать и нашим потомкам, – говорит Дора Пиркова.

Сегодня на полуострове осталось менее 200 крымчаков, большинство из них – пожилые люди.

 

Сохранить любой ценой

Не меньше беспокоит дальнейшая судьба своего исторического наследия караимов. Этот народ также отличается малочисленностью – по данным последней переписи, на полуострове осталось всего 535 человек. С глубокой болью они говорят, что многие знаковые для их культуры памятники находятся в запущенном состоянии. Сил и возможностей у самой общины не хватает.

– Сегодняшнее её состояние (Чуфут-Кале. – Ред.) просто удручающее. Многие замечают или нет, но памятник разрушается. В плачевном состоянии кладбище-святилище Балта-Тиймез. Мы просили в своё время определить отдельную программу реставрации и поддержки памятников, потому что рекреационная нагрузка растёт на них ежегодно. Теперь она возросла в разы, – отмечает председатель общественной организации «Региональная национально-культурная автономия крымских караимов Крыма» Наталья Кропотова.

Серьёзные опасения вызывают архитектурные памятники Евпатории и Феодосии, где некогда жили большие караимские общины. Внимание специалистов требуется и для изучения письменных памятников, ведь многие из них существуют в виде рукописей и до сих пор не исследованы.

У общины много проектов, не получивших развития. Это создание на базе усадьбы Фирковича этнографического центра, организация в Бахчисарайском районе хозяйства, где можно заниматься традиционным караимским садоводством. Однако сложности иногда возникают, что называется, из ничего. Поскольку территория Чуфут-Кале – памятник федерального значения, находящийся под управлением Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, то любые действия требуется согласовывать с его администрацией. И когда, например, члены общины хотят убрать сухостой на кладбище Балта-Тиймез, им надо пройти все инстанции для получения разрешения.

Караимы и крымчаки уверены: сохранению их культурного наследия способствовало бы и положительное решение о внесении их в реестр малочисленных коренных народов России. В первую очередь это повлекло бы за собой серьёзные научные исследования и сохранение национального языка, а также позволило воспользоваться программами социальной помощи.

Борис Седенко

Последние новости

Ялтинское отделение «Народных сетей» передало на фронт более 2 тысяч сетей

Волонтеры Ялтинского отделения проекта «Народная сеть» за полтора года сплели и передали на фронт 2175 сетей.

Молодежный совет присоединяется к уборке города

Как сообщила глава администрации города Ялта Янина Павленко, начали ребята со сквера «Юбилейный» – здесь есть над чем поработать, даже несмотря на то, что специалисты «Зеленстроя» наводят порядок ежедневно.

В Гурзуфском доме культуры состоялось тематическое мероприятие #СВОИХНЕБРОСАЕМ

20 июля в филиале №1 «Гурзуфский дом культуры» МБУК «ЯЦКС» состоялось тематическое мероприятие #СВОИХНЕБРОСАЕМ.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *