Ирина Муравьёва:Самая обаятельная и привлекательная
Слова эти относятся не только к героине любимого многими поколениями фильма «Самая обаятельная и привлекательная», но и к народной артистке Российской Федерации, сыгравшей в нём одну из самых ярких своих ролей.
Слова эти относятся не только к героине любимого многими поколениями фильма «Самая обаятельная и привлекательная», но и к народной артистке Российской Федерации, сыгравшей в нём одну из самых ярких своих ролей. Крымчане знают Ирину Муравьёву и по театральным ролям.
- При Советской власти мы часто приезжали к вам на гастроли, - вспоминала Ирина Вадимовна в Симферополе перед спектаклем Малого театра «На всякого мудреца довольно простоты». - Крым для меня навсегда - самое замечательное место на свете. И такие прекрасные люди!
Своего мнения актриса не поменяла, объяснилась в любви к Крыму и крымчанам на сцене Евпаторийского театра во время творческого вечера на кинофестивале детского и семейного кино «Солнечный остров». Актриса была в ударе, с удовольствием, откровенно и с юмором отвечала на вопросы, демонстрировала свои вокальные способности.
Встречу начала песней.
С первых аккордов зал дружно подхватил: «Позвони мне, позвони…». Актриса поблагодарила за поддержку: «Значит, мой выбор был правильным - вы сразу поняли, кто вышел на сцену.
А то вдруг бы не узнали».
Это, конечно, лёгкое женское кокетство. Не узнать актрису невозможно: годы не отняли красоты. Об обаянии и привлекательности и говорить не приходится - всё при ней.
Кстати, мало кто знает, что в фильме «Карнавал», где впервые прозвучал этот хит, его исполняла Жанна Рождественская, а не актриса. И она просветила зрителей:
- Я никогда не скрывала, что только талантливо открывала рот в кадре. Вообще-то наши голоса с Жанной очень схожи по тембру. Но её - гораздо мощнее.
- Вы так вжились в роль провинциальной покорительницы столицы, что зрители принимали вас за такую же.
- Нет, трудностей Нины Соломатиной у меня не было. Родилась в центре Москвы, в очень хорошей семье - мама, папа, старшая сестра. Я мечтала стать учительницей, но вдруг открыла для себя театр, который в 60-х годах был великий, с прекрасными московскими актёрами, с потрясающими режиссёрами. В школе нас водили в Центральный детский театр. Мне там не нравилось: ребята из рогаток стреляли, с балконов бросали что-нибудь. А места доставались почему-то всегда плохие, с них мало что было видно. Когда подросла, полюбила Вахтанговский театр. И решила поступать в театральное училище. В первый год меня ни в одно не приняли. Со второй попытки попала в студию при Центральном детском театре. Было такое ощущение, что меня там ждали с распростёртыми объятьями. Но я была очень расстроена, потому что это не высшее учебное заведение, а всего лишь среднее специальное. После окончания я в ЦДТ и осталась.
- В нелюбимом?
- Он мне очень даже понравился, поскольку пришли прекрасные роли. Первая - мальчика Шуры Тычинкина в пьесе Михалкова «Сомбреро». Потрясающая водевильная весёлая роль и потрясающая пьеса! Потом мне пришлось сыграть ещё одного мальчика. Но это была какая-то ошибка: я ж не готовилась играть мальчика, да и не была на мальчишку похожа. Потом это дело исправили, и за семь лет я сыграла много замечательных ролей. Любка Шевцова в «Молодой гвардии», Ворона в «Снежной королеве», Виола и Себастьян в «Двенадцатой ночи», Бонка в «Сказке о четырёх близнецах». Играла почти каждый день. Это была настоящая школа актёрского мастерства. Но я понимала всегда, что Детский театр - это не предел мечтаний. Время уходит: сегодня ты мальчик, завтра - девушка, послезавтра - старшая сестра, потом мама и тут уже недалеко и до бабушки досидеть. А играть-то хотелось исключительно главные роли.
- И вы задумали побег?
- А что оставалось делать? Не ставить же крест на карьере смолоду. Выбрала Театр Моссовета. Пришла к Юрию Завадскому, которого про себя называла «последним из могикан» как мэтра старой русской театральной школы, и стала последней артисткой, принятой им на работу. Через несколько лет его не стало, а я проработала в этом театре семнадцать лет.
- В эти годы началась и кинокарьера?
- К счастью. Работы было не так много, мне было грустно. Хотя роли были серьёзные, как, скажем, Грушенька в «Братьях Карамазовых». О кино я не помышляла, кстати. Потому что, когда в училище приходили с киностудии люди в поисках артистов, они не обращали на меня ни малейшего внимания, брали всегда других. И я решила, что кино в моей жизни не будет. Но всё равно буду счастливой артисткой, потому что есть театр. И вдруг меня пригласили на фильм «Иван и Коломбина». Коломбина - это грузовик. Я была не Иваном даже, а водителем грузовика. Какая-то странная любовная история. Какой-то бесславный совершенно фильм: прошёл и растворился в воздухе. Я не помню его содержания и ни разу не видела до конца. Потом были телевизионные спектакли, большие роли. И вдруг звонок с Мосфильма: Меньшов приглашает в картину «Москва слезам не верит». Сделали кинопробы Рязановой, Алентовой, мне. Нас не хотели утверждать, но Меньшов настоял на своём.
- Фильм после премьеры ругали на чём свет стоит. Вас это огорчило?
- Утешали толпы у кинотеатров. А потом фильм выдвинули на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм года. И он получил заветный приз. «Доброжелатели» сочинили анекдот. «Телеграмма в Америку «Москва в слезах. Не верит». Это была последняя «шпилька». Потом актёрам и режиссёру дали Государственную премию. И мы поняли, что теперь на плаву. Мы с Верой Алентовой и Алексеем Баталовым объездили с картиной огромное количество стран во времена «железного занавеса», когда выезжать можно было только в Болгарию. Если бы не занятость в театрах, объездили бы, наверное, весь мир, потому что фильм все приглашали.
- Потом была встреча с Татьяной Лиозновой и блистательный «Карнавал»?
- Счастливый случай свёл с Татьяной Михайловной раньше: пригласила в картину «Мы, нижеподписавшиеся...». А к концу съёмок сказала, что есть сценарий, где надо петь, танцевать, кататься на роликах, и она хочет в главной роли меня видеть.
- Эти картины, что называется, у всех на слуху по сию пору. Но была в те времена ещё одна - «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад» по рассказам Чехова. Она менее памятна?
- Вовсе нет! В картине Владимира Мотыля играю с незабвенным Михаилом Михайловичем Казаковым. Впервые спела в кино песню Булата Окуджавы на музыку Шварца. Потом-то я их много исполнила в фильмах, в сериалах. Очень люблю песни Булата Шалвовича, знаю их с детства. Дело в том, что мой папа работал с космонавтами, он был военным инженером, ездил на Балхаш, где, как потом стало известно, проводились испытания ракет, и он оттуда привёз магнитофонную запись, на бобинах, уже исторических. Это было в начале 60-х или в конце 50-х. И на них были песни Окуджавы - «Синий троллейбус», «Шарик улетел», самые-самые первые. Папа играл на гитаре и пел, тембр у них был похож с Булатом Шалвовичем. И Окуджава стал моим любимым поэтом. Находила в журналах его стихи, переписывала. В десятом классе сочинение на свободную тему написала о стихах Окуджавы. Учительница поставила мне пятёрку, а в рецензии написала: «Уважаю твоё мнение, но не согласна с ним». Надеюсь, она жива, и с годами мнение своё поменяла.
- Кино вышло на первый план и отодвинуло театр?
- Это никак невозможно, но наступил момент, когда поняла, что моя театральная жизнь немного забуксовала, время идёт, а желанных ролей нет, и совершила новый побег - в Малый театр. Задержалась в нём на четверть века. И уходить не собираюсь. Потому что играю роли, о которых мечтала ещё школьницей: героинь Чехова, Островского, Толстого. Недавно у нас вышел музыкальный спектакль «Всегда зовите Долли», сюжет известен по бродвейскому мюзиклу «Хэлло, Долли». Я играю Долли, молодёжь танцует, поёт. Все счастливые, беззаботные, как будто я снова в детском театре… Театральная жизнь, она такая - стареть не даёт.
Досье
Актриса театра и кино, народная артистка России Ирина Вадимовна Муравьёва родилась 8 февраля 1949 в Москве. Окончила студию при Центральном детском театре, затем ГИТИС. С 1973 года снимается в кино. Широкую популярность и Государственную премию СССР актрисе принесла одна из главных ролей в культовой картине «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. Ещё одна звёздная роль - Нина Соломатина в картине «Карнавал». В 1982 году была признана лучшей актрисой года по опросу журнала «Советский экран». В семидесятые- восьмидесятые годы играла центральные роли на сцене Московского театра имени Моссовета. C 1993 года служит в Малом театре.
Людмила ОБУХОВСКАЯ.Последние новости
Крыммедстрах: Лечение сахарного диабета по полису ОМС
Как медицинская страховка помогает пациентам с диабетом в Крыму
Суд поддержал организацию инвалидов в Волгограде
Верховный суд РФ подтвердил законность льготы на аренду для некоммерческой организации.
Права жителей Крайнего Севера на получение средней зарплаты будут защищены
Конституционный суд России признал нормы Трудового кодекса неконституционными.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку