Бегущий Насреддин
Так при жизни называли художника Михаила Казаса, круглую дату со дня рождения которого в Крыму отмечают 14 (1) сентября Своё прозвище он получил за то, что торопился жить, словно предчувствуя,
Своё прозвище он получил за то, что торопился жить, словно предчувствуя, насколько малый земной век ему отпущен...
Лучше один раз увидетьВ Симферопольском художественном музее 12 сентября, в 14:30, откроется выставка выдающегося художника Серебряного века Михаила Казаса (1889–1918), выпускника Мюнхенской академии художеств, яркого представителя стиля модерн. Именно так анонсирует это, без преувеличения знаковое в культурной жизни крымской столицы, событие пресс-служба Минкульта РК. Отмечается, что творчество Михаила Казаса «отличает высокая художественная культура, свободный рисунок, изобретательность композиции и колорита, интерес к театральности и культурам прошлых эпох роднит его с художниками „Мира искусства“, а виртуозное владение линией и ритмом — с европейскими мастерами модерна». Подчеркивается, что «как автора, Казаса интересует исключительно человек: будь то прохожий либо персонаж с книжной страницы». Слова, возможно, несколько высокопарные, но справедливые. По крайней мере, способные заинтересовать. А о том, что творчество Казаса, впрочем как и творчество любого другого художника, лучше один раз увидеть, чем сотню раз о нём услышать, и говорить нечего. Это известный факт. Для этого, собственно, и придумали выставки. Хотя Казас, стоит признать, при жизни интересом к своим работам избалован не был.
Единственная прижизненная выставка Казаса (совместно с художниками-любителями), «Выставка четырех», прошла в Севастополе в 1910 году. А первая выставка памяти Михаила Моисеевича состоялась в Симферопольском художественном музее только в 1965-м. Ещё через полвека, в 2016 году, при содействии Минкультуры Крыма прошла первая персональная выставка художника за пределами Крыма. Тогда в Москве, в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, представили 130 графических, 6 живописных работ, а также ранние альбомы и фотографии. Выставку озаглавили «Михаил Казас. Запад—Россия—Восток», подчёркивая, что в своём творчестве художник соединил три совершенно разных мировоззрения, объединил западный и русский модерн, замысловато вплел эти два направления в традиции Востока.
И вот теперь снова Симферополь. Экспозиция не хуже той, что довелось увидеть москвичам. В неё включили более ста графических работ мастера: портреты современников, циклы рисунков с театральными и восточными мотивами, а также иллюстрации к русскому и западноевропейскому эпосу, классической и символистской литературе (А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, Х. К. Андерсону, А. С. Грину, М. Метерлинку). Всего же в коллекции симферопольского музея находятся 299 рисунков и полотен художника. Попали они сюда благодаря содействию крымского искусствоведа, художественного критика и специалиста по музейному делу Рудольфа Подуфалого. Именно он убедил родную сестру художника Александру Казас передать его наследие в музей. Всю свою жизнь она хранила слегка пожелтевшие, с неровными, чуть помятыми краями альбомные листы, наследие брата, всё, что удалось спасти во время осады Севастополя фашистами. Остальное сгорело в огне войны. А ещё Александра Казас написала воспоминания о брате на четырех тетрадных листах. Написала для того, чтобы помнили...
Непостоянство памятиНи одной объёмной монографии о Михаиле Казасе по сей день, увы, не написано. Все сведения о нем кратки и обрывочны. Эдакий призрачный скелет памяти, которому ещё только предстоит обрасти мышцами фактажа. Или уже слишком поздно? Казалось бы, 130-летие со дня рождения не такой уж большой срок. Но более чем 100 лет со дня гибели — почти вечность. Правда, пути истории неисповедимы, так же как и непредсказуема судьба человеческая, так же как не вычислима толика посмертной славы настоящего художника. Это даёт надежду.
В окружении знаменитостейМихаил Казас родился 14 сентября (в некоторых источниках значится 13 сентября) 1889 года в караимской семье. Его отец Моисей Ильич Казас был педагогом, статским советником и братом караимского просветителя, автора многих учебников, в том числе и на древнееврейском языке, инициатора реализации проекта создания Симферопольской татарской учительской школы Ильи Ильича Казаса. Одним словом, Михаила с самых ранних лет окружали весьма неординарные люди. Это же можно сказать и о Мишином учителе рисования Николае Михайловиче Янышеве, впоследствии художнике Херсонесского музея, до поры до времени преподававшем в Севастопольском реальном училище. Он даже написал «Методическое руководство для обучения рисованию» в двух томах, издаваемое в типографии Либермана в Мелитополе с 1892 по 1896 годы. Один из учеников Николая Михайловича, художник-реалист Иван Иванович Толстев, вспоминал о своём учителе: «...Время от времени Николай Михайлович проходил по рядам, часто садился рядом с тем или иным учеником и поправлял его работу. Во время урока часть времени Николай Михайлович находился за перегородкой, отделявшей часть зала, а ученики рисовали самостоятельно. И, надо сказать, не баловались. У меня и всех моих соучеников сохранились самые светлые воспоминания о Николае Михайловиче, как о хорошем учителе, прекрасном человеке и наставнике».
Наверняка, светлые воспоминания о Янышеве сохранились и у Казаса, однако сделать окончательный выбор в пользу творчества его заставило знакомство с совершенно другой личностью. Речь идет об авторе панорамы «Оборона Севастополя» Франце Алексеевиче Рубо. Именно по его совету Михаил Казас поступил в Мюнхенскую академию художеств, которую с отличием окончил в 1911 году. Он жил в Париже, затем вернулся в Крым, работал в Севастополе и Евпатории. А потом была война и вечная ночь.
Варфоломеевские ночиС началом Первой мировой войны Михаила Казаса в чине прапорщика мобилизовали в Русскую императорскую армию, в санчасть. А в 1918-м он получил десятидневный отпуск и отправился в Севастополь. На смерть.
Михаил Казас был убит революционными матросами 23 февраля 1918 года во время так называемых «Варфоломеевских ночей» в Севастополе. Тогда убивали везде. Это было обыденно. По разным оценкам, за три ночи «красного террора» жизни лишились от 600 до 700 человек. А после матросы линкора «Воля» вынесли говорящую резолюцию, в которой прописали: «Виноватых в этих событиях не должно быть». Мол, ничего лишнего, просто издержки борьбы за лучшую жизнь, за утопию, которой было суждено превратиться в иллюзию. А человеческая память устроена так, что вспоминают не об убийцах и палачах, а о тех, кто был распят.
Потому распятому во имя революционных надежд Михаилу Казасу суждено было воскреснуть, воскреснуть с помощью творчества. Его лучшая жизнь состоялась в восхищенной памяти потомков.
Последние новости
Программа по предупреждению ВИЧ: важные шаги на пути к здоровому обществу
Повышение осведомленности о ВИЧ-инфекции становится приоритетом для местных властей.
Непогода в Крыму: дожди и мокрый снег ожидаются 23 ноября
Крымский полуостров столкнется с сильными осадками и понижением температуры.
Круглый стол о Нюрнбергском процессе в Ялте
Студенты медколледжа обсудили важность суда над военными преступниками.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией